Новые схемы пассажирских маршрутов предусматривают поездки с пересадками
11 марта в администрации Орла состоялся брифинг по вопросам организации пассажирских перевозок на территории города.
Как сообщил руководитель комитета транспорта и связи Вадим Ничипоров, сейчас заключаются муниципальные контракты с 15 перевозчиками, которые поделили между собой 29 регулярных маршрутов.
Останется именно столько из 49 маршрутов, действующих в настоящее время. Уменьшится и количество транспортных единиц – приблизительно на 100. Произойдет это после 9 августа, когда закончатся 180 дней с момента уведомления перевозчиков о закрытии ранее действующих маршрутов. Таково требование федерального закона.
Хотя в ближайшие несколько месяцев пассажирский транспорт будет ездить по привычным маршрутам и в прежнем составе, именно это оказалось в центре внимания участников брифинга. Можно ли вдвое меньшим числом маршрутов полностью удовлетворить потребности людей в передвижении между районами города (и, в первую очередь, окраинными), и хватит ли маршруток для обеспечения пассажиропотока в полном объеме?
Уберут дублеров
По утверждению Вадима Ничипорова, решение о сокращении маршрутов было взвешенным. В течение полугодия Орловский институт транспорта (ГУ–УНПК) занимался изучением пассажиропотока.
Анализ маршрутной сети, интенсивности движения, степени дублирования показал, что через некоторые остановки проходит более 18 маршрутов с частотой движения свыше 196 рейсов в час.
В качестве примеров можно привести улицы Комсомольскую и Герцена, Московскую и 1ю Посадскую, Наугорское и Московское шоссе. Здесь на остановках одновременно скапливаются по семьвосемь автобусов, что создает проблемы при посадке и высадке пассажиров.
Водители сначала не имеют возможности подъехать к остановке, затем подолгу простаивают в ожидании пассажиров, вызывая нарекания тех, кто уже едет в автобусе. А на других маршрутах автобусов явно недостаточно, что увеличивает интервал движения и снижает рентабельность перевозок.
Именно эти данные и были взяты за основу при утверждении нового реестра пассажирских перевозок.
Автобусы заменят на новые
Сократится и подвижной состав. С маршрутов будут убраны, в первую очередь, мало приспособленные для пассажирских перевозок «газели». Их заменят более вместительные «Форды», «Пежо», Пазы.
Маршруты № 1, 4, 6, 8, 9, 18, 19, 21, 22, 25, 28, 35, 47, 48, и 60 будут обслуживать автобусы вместимостью не менее 16 мест; № 2, 5, 7, 10, 11, 13, 15, 17, 20, 26, 39 – не менее 35 мест; № 3, 12, 16 – не менее 60 мест. При этом на каждом из новых маршрутов количество автобусов будет увеличено.
А для пассажиров с ограниченными физическими возможностями на маршрутах № 2, 3, 5, 6, 11, 16, 21 предусмотрены низкопольные автобусы.
Руководитель транспортного комитета напомнил, что в 2012 году по городу хаотично курсировали около 700 автобусов. За четыре года их число сократилось примерно на 300 единиц. Оптимизация не привела к нехватке общественного транспорта. Напротив, улучшила движение и безопасность. И грядущее сокращение не помешает выполнять пассажирские перевозки в полном объеме. Уменьшение числа автобусов снизит не только время посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах, но и общее время прохождения маршрута.
Дефицит водителей
Проблема в другом – в нехватке водителей. По существующим нормативам на каждый автобус в штате у предприятияперевозчика должно быть 2,2 водителя. А по факту – 1,3. Может ли водитель ежедневно работать с 6.00 до 23.00? Это нереально. Отсюда и уходы с маршрута, и срыв графика движения. За подобные нарушения администрация только за последний год расторгла около 30 договоров, но в результате сбои в пассажирских перевозках лишь росли.
Водители, высвободившиеся после сокращения количества автобусов, не окажутся «на улице», а перейдут к перевозчикам, выигравшим конкурс. Тогда, по словам Вадима Ничипорова, можно будет серьезно требовать соблюдения графика перевозок в вечернее время.
Переход на проездные
Важным для населения нововведением станет то, что все 29 новых маршрутов будут социально значимыми. В связи с этим убирают маршрут № 9 «Ст. Лужки – 1я Посадская», который был введен специально для того, чтобы люди с электронными проездными билетами могли доехать из Лужков до 1й Посадской, а затем с пересадкой в любой другой район.
Пересадки стали еще одной темой, активно обсуждавшейся на брифинге. Понятно, что прокладывать прямые маршруты, к примеру, из тех же Лужков во все остальные микрорайоны Орла, нерентабельно. Автобус или троллейбус всетаки отличаются от такси, и поездки с пересадками являются общепринятой практикой. Вместе с тем возникает беспокойство, что необходимость платить за проезд в нескольких автобусах существенно ударит по карману наиболее незащищенных слоев населения.
– Это не так, – заверил Вадим Ничипоров. – Пенсионеры, студенты, школьники покупают месячный электронный проездной за фиксированную сумму и смогут использовать его в маршрутках, идущих во все направления. А пассажиры, не обладающие льготами, могут приобрести общегражданский электронный проездной.
Если следовать логике организаторов пассажирских перевозок, поездки с пересадками станут стимулом к массовому переходу на безналичную форму оплаты проезда.
Александр СЕМЁНОВ