Премьерой спектакля «Лаврецкий» по мотивам романа «Дворянское гнездо» в постановке муниципального театра «Русский стиль» 9 ноября в Орле завершились мероприятия в честь 200-летия И.С. Тургенева.
Одна из версий
Режиссерпостановщик Валерий Симоненко называет эту работу всего лишь «одной из версий».
– Многие просили Тургенева написать пьесу, в том числе и актриса Мария Савина, мечтавшая о роли Лизы, но Тургенев категорически отказывал всем. Правда, и двадцать лет спустя после выхода романа, он вспоминал: «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когдалибо выпал мне на долю. Со времени появления этого романа я стал считаться в числе писателей, заслуживающих внимание публики». Уж если автор не решился на сценическую версию, то мы, исходя из возможностей пространства нашего театра, тем более не стали делать полную инсценировку. Просто вычленили из романа только линию Лаврецкого. И представили свою версию, спорную и даже провокационную.
Два Федора
Выбрав только одну из сюжетных линий, Валерий Симоненко попытался ответить на несколько важных для него вопросов. Вопервых, возможны ли сегодня, в ХХI веке, характеры, описанные Тургеневым в романе, – такая же самоотреченная Лиза и жертвующий чувством ради долга Лаврецкий? Живут ли такие бескомпромиссные люди рядом с нами или остались в ХIХ веке, положившем начало упадка «дворянских гнезд»?
Чтобы ответить на этот вопрос, а заодно высветить великолепнейшую русскую речь, режиссер придумал такой ход: параллельно сюжету романа в спектакле показан эпизод из жизни нашего современника – полного тезки Лаврецкого, прописанного в сегодняшнем Орле на одной из улиц Советского района.
Нынешний Федор Иванович совершил правонарушение, и очаровательный следователь Елизавета Калитина ведет его дело. Между допросами барышня в погонах решает для себя важный вопрос: выходить ли замуж за успешного чиновника министерства, прибывшего в Орел «по казенной надобности» (артист Роман Гусаков), или довериться своему сердцу?
В тишине одиночной камеры СИЗО Лаврецкий, оскорбленный неверностью супруги, представляет себя героем романа, для которого возможна новая любовь к девушке, так похожей на следователя.
Сотрудника милиции и Лизу тонко и точно играет актриса Любовь Литвиненко, убедительно демонстрируя и профессиональную деловитость нашей современницы, и возвышенную романтичность любимой тургеневской героини.
Плебейская кровь
– Я с большой долей риска предложил роль Лаврецкого Владимиру Верижникову, актеру«рубахе парню», ярко показавшему себя в комедийном амплуа, – признается Валерий Симоненко. – На нем сложно представить кружевные манжеты и жабо вернувшегося из Парижа богатого барина, воспитанного на европейской культуре. Но, как всякая идея, эта тоже прошла стадии от «не может быть» до «мы всегда знали, что только так нужно делать». Поэтому родился именно такой спектакль, с такими героями.
В этой связи вспоминаются долгие поиски Андреем Кончаловским актера на роль Лаврецкого в экранизации романа «Дворянское гнездо» в 1969 году. Лизу – юную Ирину Купченко – режиссер выбрал сразу, а вот главного героя искал по всем киностудиям и театрам страны: ему нужен был барин с внешностью мужика, простолюдина. И нашел его в Брянске – Леонида Кулагина.
Лаврецкий в исполнении Владимира Верижникова – близкая иллюстрация романа: «…от его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой… В одних только его глазах… замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал слишком ровно». Дед считал его дурачком, а университетский товарищ Михалевич (актер Александр Столяров) называл «байбаком» и советовал благодарить Бога за то, что «в его жилах течет честная плебейская кровь».
В «дворянском гнезде»
Называет Лаврецкого «настоящим мужиком» и одна из старейших обитательниц «дворянского гнезда» его тетка Марфа Тимофеевна в ярком эмоциональном исполнении заслуженной артистки РФ Татьяны Симоненко. Пожалуй, это самый живой персонаж инсценировки. По крайней мере в ней сразу чувствуется женщина, о которой в романе сказано, что «нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза…». Это она сочным образным языком Тургенева рассказывает зрителям сложную родословную «Феденьки». Она же сопереживает его чувствам к Лизе, надеется, что с его приездом у девушки к лучшему изменится жизнь, и не верит ни одному слову раскаяния «воскресшей» Варваре Павловне, жене Лаврецкого. К слову, на то, чтобы показать свою героиню без маски, актрисе Ольге Тищенко было отпущено всего несколько минут, и она сполна воспользовалась этим временем, сыграв особу, всем своим видом и поведением сулящую Лаврецкому новые душевные муки.
Не менее, чем тетка, колоритен и старый слуга Антон. Его играет ветеран кино и театра Александр Липов. Эти два эпизодических персонажа более всего и отражают романную часть «дела Лаврецкого».
Ближе к тексту
Режиссер Валерий Симоненко озвучил и такую задачу своей инсценировки: повысить интерес к роману «Дворянское гнездо». И нашел выход. Именно необычной трактовкой, «урезанным» форматом, сильно сокращенным числом героев, параллельной историей из нынешней жизни спектакль провоцирует зрителя на сомнения относительно текста романа и желание перепроверить увиденное и услышанное чтением оригинала. Надо отдать должное: ход действенный. Испытано на себе.
Валентина Новошинская