Детские психологи все чаще констатируют у дошкольников и учеников младших классов минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Проще – гиперактивность или «уход в себя».
Воспитатели детских садов и учителя начальной школы с такими детьми встречаются ежедневно: детей с ММД сейчас рождается не менее 40 %.
Эту цифру, ссылаясь на тестирование первоклассников нескольких учреждений образования, озвучила Ирина Глазкова, педагогпсихолог высшей категории кризисного центра «Орловский». В профессии Ирина Михайловна более 30 лет, имеет возможность сравнивать.
На шарнирах
– Восьмилетний Женя – мой первый опыт работы с диагнозом ММД, – вспоминает Ирина Глазкова. – Тогда и термина такого не было, речь шла о гиперактивности. Больше чем на две минуты мальчик не мог сконцентрироваться, не поддерживал диалога, постоянно двигался, был словно на шарнирах. Но непроизвольная память работала исправно, он запоминал почти половину из того, о чем я говорила. Раскрываться стал только через два года. Впоследствии успешно окончил и школу, и вуз.
Конечно, такой ученик – хроническая головная боль любого учителя: к третьему классу мальчик поменял нескольких школ, где его матери настоятельно рекомендовали только спецшколу № 14.
А она считала своего сына одаренным. Он рано научился ходить, младенцем быстро развивался, неплохо рисовал, за считанные минуты собирал кубик Рубика. Правда, всегда был чрезвычайно активным.
Методики не для всех
Сегодня родители предпочитают называть таких детей модным словом «индиго». Этот термин еще в конце 70х годов ввели в США, где яновидящая обнаружила ребенка не с золотистым, как у всех сверстников, а синефиолетовым (индиго) цветом ауры. Тогда таких были единицы, сегодня же учителям США прибавляют зарплату, чтобы они не увольнялись изза обилия индиго в классах начальной школы. Но и в отечественных школах уже немало детей, в отношении которых традиционные педагогические методики не срабатывают: один на уроке стучит по парте или прячется под ней, другой открыто жует, третий свободно расхаживает по классу, четвертый «завис», уставившись в окно…
Родителям и педагогам важно знать, что ММД, как одна из самых легких форм церебральной патологии при полноценном интеллекте, не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе. Чаще всего такому ребенку достаточно только консультативного сопровождения. Сегодня в школах работают штатные психологи, в особых случаях они могут направить на консультацию невропатолога, а тот при необходимости назначит препараты для улучшения памяти и внимания. Но основную роль в развитии мозговой функции ребенка все же играет триумвират – родители, педагог и психолог.
Почему их так много?
Специалист объясняет это несколькими факторами. Среди них экология, генетика, возможно, небольшая родовая травма, нездоровое питание. Мало кто из современных детей приучен к утренней каше, молочным продуктам, супам: не едят этого ни дома, ни в детском саду, ни в школе.
А еще психолог обеспокоена заметно повысившейся агрессивностью общества при резком падении нравов. К первому классу в подкорке ребенка скапливаются сотни картин насилия и убийств, увиденных на экране телевизора, в компьютерных играх. При этом он почти ежедневно слышит эмоциональные родительские ссоры, громкую агрессивную музыку и рекламу, грубые споры в телевизионных токшоу, которые смотрят старшие члены семьи. Все это проецируется и на поведении детей. Они копируют взрослых, перенимая весь накопленный негатив. Ссорятся как взрослые, оскорбляют друг друга повзрослому, любыми средствами добиваются своего.
Как распознать?
Дети с ММД обращают на себя внимание уже на второмтретьем году жизни, хотя внимательные родители уже с рождения могут отметить особенности характера малыша. Он не реагирует на слово «нельзя», предпочитая на личном опыте, через синяки и шишки получать знания об окружающем мире, выражает бурный протест против всякого подавления его инициативы и активности. Не терпит обмана и чужой точки зрения. При этом в компании обычных детей чувствует себя некомфортно, жалуется, что никто его не понимает. Эти дети не терпят обиды ни в каком виде. Ровесников могут ударить или укусить, на взрослого способны заявить в полицию или обратиться в кризисный центр.
Что делать?
Психолог разъясняет, что ММД – это физиологическая незрелость детского мозга: психика ребенка отстает от его физического развития по крайней мере на два года. По документу Маше или Ване семь лет, а мозг у них пятилетнего ребенка. Это значит, что учебный материал усваивают, но ведут себя как дошкольники. Таким детям в первом полугодии первого класса нужны особые, игровые программы обучения – за это время должно сформироваться устойчивое позитивное отношение к учебе, учителю и одноклассникам. Чтобы избежать проблем в обучении детей с ММД, специалист рекомендует исключить из учительского лексикона словатребования, способные блокировать память и тормозить мозговую деятельность ребенка. Иначе отставание от учебной программы избежать будет невозможно.
А дома важно соблюдать режим дня, в котором запланировать своевременный сон, чередование спокойных и подвижных игр. Показаны и занятия спортом, в том числе командными видами. Играя в классе и спортзале, ребенок непроизвольно запомнит куда больше, чем сидя спокойно.
Словом, нужно проявить много терпения, объединить усилия родителей, педагога и школьного психолога для того, чтобы в средних классах школьник с ММД «выплыл» из своего состояния и показал все лучшее, что накоплено его интеллектом и психикой к этому возрасту.
Валентина Новошинская