В сводках орловского управления МЧС регулярно появляются сообщения об уничтожении боеприпасов времен Великой Отечественной. Война закончилась много лет назад, немного осталось живых ее свидетелей, однако земля по-прежнему продолжает выталкивать смертоносные напоминания о ней.
Поисковая работа
Только в ноябре, согласно сводкам, группа специальных (взрывных) работ Управления МЧС по Орловской области выезжала в разные районы на обезвреживание взрывоопасных предметов восемь раз. В теплое время года взрывники уничтожают снаряды и мины едва ли не каждый день по несколько штук.
Как рассказал начальник группы взрывных работ Николай Григорьев, в этом году в регионе уничтожено более 1500 взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны. Это авиабомбы, минометные мины, различные артиллерийские снаряды, гранаты и др. Патроны в эту статистику не входят.
Причем то, чего находят больше, тоже зависит от времени года.
– Сейчас, например, осенью, когда идет уборка свеклы, чаще находят на полях минометные мины. Это довольно опасно – сама такая мина похожа на плод свеклы, работникам сельского хозяйства надо быть внимательными, – рассказывает Григорьев.
Опасные свидетельства войны довольно часто находят при производстве сельхозработ, строительстве, ремонте и прокладке коммуникаций, рытье колодцев, старые взрывоопасные предметы попадаются грибникам в лесах. Однако по статистике больше всего заявок на обезвреживание поступает от поисковиков. Причем количество обезвреживаемых мин, бомб и снарядов за последние несколько лет сильно возросло – поисковая работа в регионе набирает популярность. Кроме того, поисковики, как правило, работают прицельно – на местах сражений, окопов и траншей.
А вот «черные копатели» доставляют немало проблем. Чаще всего они ищут ценные предметы, которые потом можно продать, – амуницию, солдатские медальоны и т.п. Мало кто связывается со взрывчатыми веществами. Но о найденных боеприпасах «черные копатели», как правило, не сообщают – бросают их на земле или закапывают, подвергая опасности других людей.
Требуется осторожность
Больше всего взрывоопасных находок в Болховском районе. Однако часто приходится выезжать и во Мценский, Покровский, Дмитровский районы. Периодически сотрудников МЧС вызывают на обезвреживание и в Орле – здесь чаще всего находят бомбы и снаряды во время строительства.
– Земля каждый год выталкивает из себя инородные тела. При этом если снаряд не взорвался 70 лет назад, он может представлять опасность до сих пор – мы не можем знать, по какой причине он не взорвался тогда. Поэтому рекомендуем, прежде всего, не трогать найденный взрывоопасный предмет. И, конечно же, нельзя по нему стучать, бросать его, нагревать, пытаться вскрыть. А такие прецеденты, к сожалению, бывают. Некоторые умельцы добывают взрывчатое вещество, чтобы глушить рыбу, например. Но кроме внешнего детонатора в снарядах бывают еще внутренние промежуточные взрыватели. И в нашем регионе были взрывы, где страдали любители разбирать снаряды. Бывало также, что снаряд задевал лемех трактора при вспашке. Или мальчишки играли, бросая боеприпасы времен войны в силосную яму. К счастью, это было несколько лет назад – за последние два года подобных прецедентов не регистрировалось, – рассказывает Николай Григорьев.
Был случай, когда мужчина, чтобы досадить своему затю, заминировал собственный гараж. Взрывчатое вещество достал из старого снаряда, а остальное сделал сам – даже выточил корпус самодельной гранаты. Приходилось взрывникам перевозить авиабомбы весом по 500 килограмм. Огромную авиабомбу вытаскивали из ямы возле железной дороги на Москву, недалеко от поселка Отрада. Старые мины, снаряды и бомбы перевозят на специально оборудованной машине МЧС.
Уникальная операция
В конце октября в этом году в районе деревни Гуторово Мценского района была проведена уникальная операция. Дайверы обнаружили в Зуше фугасные немецкие авиабомбы. В Орловской области нет специалистов, которые имеют право работать с взрывоопасными предметами под водой. Это делал отряд Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России. С 24 по 26 октября они совершили 24 спуска под воду, обследовали 450 квадратных метров дна и подняли на поверхность 31 взрывоопасный предмет, в том числе 15 авиабомб, которые затем были обезврежены.
– Местные рассказывали, что на берегу во время войны был немецкий аэродром подскока, где готовили самолеты для бомбардировки столицы. А там, где нашли скопление боеприпасов, была переправа – скорее всего в реку опрокинулась машина, перевозившая снаряды, – говорит Николай Григорьев.
Если вы обнаружили снаряд или мину времен войны, примерное место, где это произошло, нужно както обозначить, чтобы потом его было легко найти.
– Бывает, грибники нашли – и убежали. Мы приезжаем и ищем заржавевший боеприпас часами, а человек сам уже забыл, где его нашел, – говорит мой собеседник.
Взрывники МЧС выезжают на обезвреживание по специальной заявке, которая формируется после обращения полиции, ФСБ или звонка жителя области на телефон 112. После обнаружения взрывоопасного предмета его взрывают на специальном полигоне. Подходящие для этого участки определены в каждом районе области вдали от населенных пунктов, дорог и коммуникаций.
Елена Маслова
Фото автора и прессслужбы МЧС