Жизнь и творчество писателя-юбиляра вдохновили композитора Ирину Хрисаниди на большую музыкальную Тургениану.
– Нынешний год стал для вас поистине «Болдинской осенью» длиной в 12 месяцев: только на «тургеневскую» тему вы написали четыре романса…
– Да, это все магия творчества и биографии писателя. Мой постоянный соавтор Ольга Назирова осенью прошлого года предложила стихотворение «Когда будете в Спасском…». Мелодия к нему родилась так быстро, что я успела включить романс в свой последний по времени сборник «Хормейстеры России». На его презентации в декабре прошлого года романс исполнил хор музыкальной школы города Щелково Московской области, а сегодня его поют в самых разных уголках России – от старшеклассниц до взрослых хоровых коллективов. Так же, как романс «Письмо Полины Виардо», презентация которого прошла в музее Тургенева летом этого года – в день рождения певицы. Его включила в свой концерт, посвященный 200летию писателя, заслуженная артистка России курянка Ирина Стародубцева. Для нее я написала и романс на стихотворение Ивана Сергеевича «Осенний вечер». Она станет его первой исполнительницей.
Я счастлива, что в большом праздничном концерте, посвященном 75летию освобождения Орла, в исполнении губернаторского хора «Лик» и солистов прозвучали три моих произведения – два «тургеневских» романса и песня «ОрловскоКурская дуга». Все – на стихи Ольги Назировой. Я видела на лицах слушателей слезы и радовалась: Тургенев ставил «музыкальные наслаждения выше других» и признавался в письмах, что от музыки может плакать. Его земляки не утратили этой способности.
А в день юбилея писателя в его мемориальном музее состоялась премьера еще одной песни – «Тургенева орловские мотивы». Она о детстве нашего знаменитого земляка, поэтому исполнил ее детский ансамбль. Солировала преподаватель музыкального колледжа Елизавета Горенштейн.
– Ирина Кирилловна, когда и с чего начался ваш «роман» с писателем?
– Его рассказ «Муму» стал первым литературным произведением, над которым я рыдала так горько, что перепугала отца: он подумал, что его дочь ктото обидел. Успокоился только когда я показала книжку: сказал, что это хорошие слезы.
В юности огромное впечатление произвел роман «Дворянское гнездо». Я считаю его лучшим в творчестве Тургенева, а Лизу Калитину – одним из самых трогательных и цельных женских образов в русской литературе. Мне хотелось выразить средствами музыки то, что восхитило в романе, – порядок чувств, чистоту образа и души Лизы Калитиной, ее жертвенную любовь, звон колоколов возрождающихся храмов, а также дух старого Орла, в 90е годы еще хранившийся на некоторых старинных улочках. Так получилась фортепианная пьеса «Дворянское гнездо», давшая название моему первому музыкальному сборнику. В него вошло несколько романсов на стихи Тургенева, Бунина, Фета, современных орловских поэтов – Василия Катанова, Геннадия Попова, Александра Иванова.
С тех пор я провела в разных городах России и за рубежом десятки творческих вечеров и всегда начинала с пьесы «Дворянское гнездо». Коллеги называют ее моей визитной карточкой и даже шутят, что, услышь Тургенев эту мелодию, – вернулся бы на родину. В любом случае пьеса хорошо принимается вот уже почти 20 лет.
– У вас добрые отношения не только с орловским музеем Тургенева, но и московским, что на Остоженке.
– Два года назад я познакомилась в Орле с директором этого музея Еленой Валерьевной Полянской. Она и пригласила меня с творческим вечером в Москву. У музея уютный концертный зал, старинное пианино в хорошем состоянии. Была сделана красивая афиша, собралась интеллигентная публика. Я привезла с собой двух исполнительниц, сама много играла, рассказывала об Орле и «своем» Тургеневе – словом, вечер прошел с большим успехом. С тех пор мы переписываемся, я отсылаю им видео своих концертов и произведений в исполнении разных солистов.
– У детских и молодежных хоров Орла нет проблем с патриотическими песнями – у вас их много для исполнителей разного возраста. Откуда интерес к этой теме?
– На протяжении многих лет она остается главной в моем творчестве. Эта тема не может быть модной или неактуальной. Именно в детстве и отрочестве нужно формировать любовь к Родине, закладывать стержень генетической памяти. Я делаю это через песни. Лучшие из них, получившие награды многочисленных конкурсов и фестивалей, написаны в соавторстве с поэтом Ольгой Назировой, для которой эта тема тоже одна из главных.
Знаете, когда я написала песню о генерале Гуртьеве на стихи Василия Катанова, мои ученики даже не знали кто это. Хотя гуляли с родителями в сквере его имени, видели памятник. Пришлось рассказать. А когда мы спели песню, старшие ребята стали приносить мне свои рефераты, чтобы показать: они теперь знают о генерале, погибшем при освобождении нашего города, гораздо больше, чем я им рассказала. Если песни заставляют подростков браться за книгу и расспрашивать родителей о предках, если слушатели в других городах после песен об Орле, Спасском или Полесье подходят и спрашивают меня, где это и чем эти места интересны, то мое творчество не напрасно.
– А есть еще и музыка для театра…
– Я давно сотрудничаю с театром «Свободное пространство», даже выхожу на сцену в качестве пианистки в спектакле «И для тебя придет весна…». В этом году написала музыку к двум премьерам театра кукол – «Серая Шейка» и «Морозко». Надеюсь, будут новые темы и новые предложения.
Беседовала Валентина Новошинская
Фото из архива музыкальной школы № 1