На прошлой неделе орловские зрители познакомились с тремя спектаклями столичных театров
Они были показаны в рамках I Всероссийского театрального фестиваля «Месяц в деревне», посвященного 200летнему юбилею И.С. Тургенева.
Обожаю всяческую жизнь
Если два других московских спектакля уже имеют солидную прокатную историю, то для городского мюзикла «Маяковский» Театра Луны Орел стал адресом первой гастроли. Сам спектакль – премьера нынешнего года, посвященная 125летию поэта. Как пояснил на прессконференции режиссер постановки Александр Рыхлов, это первый на отечественной сцене музыкальный спектакль о Маяковском.
– Фигура гигантская, не только литературный столп, он – явление ХХ века. Но перечитал его стихи, переписку, воспоминания современников – и поразился тому, насколько этот большой во всех смыслах человек был раним, лиричен, нежен и трогателен. Как он сам выразился, «не мужчина, а облако в штанах».
Именно таким его играет Андрей Школдыченко – искренним, любящим, страстным, что не мешает ему быть бунтарем, ниспровергателем культурных традиций, королем эпатажа. Зрители, помнящие тексты Маяковского, могли убедиться, что создатели спектакля не только бережно отнеслись к его поэтическому наследию, но и корректно перенесли на сцену интонацию поэтических баталий и цитаты из писем.
Актер покорил и прекрасной декламацией строк поэтатрибуна, и своей музыкальностью. Впрочем, все актеры, сыгравшие главные роли, хорошо поют и танцуют. Прежде всего, это Ирина Медведева, эмоционально сыгравшая Лилю Брик, а также исполнители ролей Эльзы Триоле, Вероники Полонской, Игоря Северянина, Давида Бурлюка. Современный композитор и поэт Алексей Шошев написал для главных героев несколько красивых песензонгов, которые гармонично вписались в канву сюжета о Маяковском, его окружении и его времени. Атмосферу начала ХХ века подчеркивает и оригинальная сценография, и великолепный свет, и костюмы, и массовка «безъязыкой улицы».
Единственная претензия к создателям спектакля – очень громкая музыка. Она не позволила услышать текст «Левого марша» в прологе, заглушила немало стихов и фраз главного героя. А именно ради слова зритель и пришел на спектакль о Поэте.
Нет повести печальнее…
Театр «Модерн» принял участие в фестивале спектаклемуроком «Юная любовь в пяти театральных измерениях» – оригинальной интерпретации трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Ключевое слово в столь длинном названии – «урок». Режиссерпостановщик Светлана Горшкова сумела так выстроить действие, что за 70 минут оно дает зрителям представление о пяти театральных школах, на которых и держится все сценическое искусство мира. Это пять миниспектаклей в традициях разных эпох и культур – древнегреческого театра Диониса, японского Кабуки, итальянской комедии дель арте, театра немецкого драматурга Бертольда Брехта и отечественной театральной школы Станиславского. Краткий видеорассказ о каждом театральном направлении стал своеобразным прологом спектакля. В нем кроме штатных артистов играют и подростки действующей при театре студии. Они и исполнили роли главных героев.
Но «урок» спектакля не только в том, что любая вражда – семей, друзей, людей разных вероисповеданий или целых стран – неизбежно ведет к гибели лучших их представителей. Спектакль напоминает молодому зрителю о том, что нет выше ценности, чем сама жизнь, что крайне «опасна юная горячность» и непоправимы ее страшные последствия. Актуальность этой проблемы в современном обществе очевидна.
Аллилуйя любви
Рокопера «Юнона» и «Авось» в репертуаре театра «Ленком» держится более 35 лет – с 1981 года. В Театре Алексея Рыбникова, композитора спектакля, премьера полной авторской версии на стихи Андрея Вознесенского состоялась только в 2009 году, и с тех пор постановку посмотрели практически все крупные российские города. Режиссер этого театра Александр Рыхлов, поставивший мюзикл «Маяковский», вместе с композитором сделали акцент на музыке и вокале, соединив традиции фольклора, романса и духовных песнопений, которые не могли быть включены в постановку «Ленкома» во времена советского атеизма. И получилась совершенно новаторская работа – лаконичная и ясная.
Спектакль не спорит с ленкомовской «легендой», он совершенно другой. Его особенность в том, что все актеры – профессиональные певцы, поэтому здесь очень красивый вокал и мощный слаженный хор, впечатливший и народными песнями, и духовными текстами. Прекрасные голоса у Николая Дроздовского и Александры Акмановой, исполнивших главные роли. Они показали себя и вполне профессиональными драматическими актерами: сцены объяснения и прощания графа Резанова и Кончиты трогают до слез.
Валентина Новошинская
В рамках фестиваля театр «Свободное пространство» покажет 14 декабря танцевальнопластическую фантазию «Фокстрот 12ти стульев», а 17 декабря во Дворце пионеров им. Ю.А. Гагарина состоится финал всероссийского конкурса чтецов им. И.С. Тургенева.