За 22 месяца Великой Отечественной войны Орел познал все ужасы немецкой оккупации. Но дух орловцев не был сломлен — в городе возникло подпольное движение, дававшее отпор врагам.
«Новый порядок»
3 октября 1941 г. после тяжелых боев наши войска оставили Орел. Гитлеровцы оккупировали город. Фашисты установили свой «новый порядок». За 22 месяца Орел познал все ужасы немецкой оккупации. За войсками в город входили оперативные группы полиции безопасности и СД. Свои органы власти устанавливали новые «хозяева»: Орловская городская управа, бургомистр, который подчинялся коменданту. Жителям запрещалось без особого разрешения отлучаться из населенных пунктов. С 6 вечера до 5 часов утра действовал комендантский час.
В Орле на 1й Пушкарной улице была создана биржа труда. Проходила регистрация населения в возрасте 1455 лет. Все были обязаны работать по 1216 часов. 3674 человека было угнано фашистами в рабство в Германию.
Активно действовала сыскная полиция, которую возглавлял предатель Михаил Букин, отличавшийся особой жестокостью (в 1957 году был расстрелян).
В старинном здании Госбанка разместилась военная полиция. Здесь регулярно совершались расстрелы орловских патриотов, с немецкой педантичностью работала автомашинадушегубка.
В доме № 51 по улице Черкасской фашисты основали «Русское гестапо», которое возглавил бургомистр Старов. Здесь пытали орловских патриотов, вешали в скверах и парках города. Особенно часто в Первомайском – ныне сквере Танкистов. Тела казненных висели часто по несколько дней для устрашения жителей. Зверскими расправами фашисты хотели запугать народ. Но это вызвало гнев орловцев, жгучую ненависть к захватчикам. Было создано орловское подполье, дававшее отпор врагам.
«Русская больница»
Фашисты заняли лучшие здания города, в том числе – военный госпиталь, находившийся на углу улиц Комсомольской и Красина. Раненых красноармейцев немцы выбросили во двор.
Военные врачи С.П. Протопопов и Б.Н. Гусев в оккупированном Орле остались с 550 ранеными советскими воинами. Здесь же трудился и известный врачинфекционист В.И. Турбин, награжденный впоследствии боевой наградой – медалью «За отвагу». Этот подпольный госпиталь находился в районе улицы Тургенева, а неподалеку, у орловской тюрьмы, располагался прифронтовой лагерь наших военнопленных.
В тяжелейших условиях оккупации, постоянно подвергаясь смертельной опасности, медики спасали жизни сотням наших солдат и офицеров, а также борцам «подпольного фронта», скрывавшимся в госпитале под видом больных. После освобождения Орла врачи передали нашему командованию 200 воинов и 22 летчика.
Ответ врагу
10 ноября 1941 г. Совинформбюро известило о том, что патриоты взорвали и сожгли в Орле гостиницу «Коммуналь», уничтожив при этом около ста пятидесяти гитлеровских офицеров. Они должны были пополнить армию Гудериана, изрядно потрепанную танкистами Катукова под Мценском.
Взлетело на воздух многоэтажное здание на углу Комсомольской и 1й Посадской улиц, в котором размещался немецкий штаб.
Позже вспыхнул склад горючего на Кромской площади, где было уничтожено 300 бочек с бензином. Загорелись груженые винтовками, гранатами, патронами автомашины в одном из дворов на 2й Курской улице. Это был ответ орловцев на зверства немецких оккупантов.
Осенью 1941 г. подпольная комсомольскомолодежная группа Владимира Сечкина выпустила в оккупированном Орле первую серию листовок с призывом к молодежи города саботировать приказы немецких военных властей.
Бойцы «подпольного фронта»
В течение 1942 г. в Орле продолжали действовать подпольные организации и одиночкиподпольщики. Они принимали сводки Совинформбюро, распространяли листовки с сообщениями о победах Советской Армии, совершали диверсии на коммуникациях, помогали патриотам саботировать приказы фашистов.
Несмотря на 15километровую запретную зону вокруг Орла, закрывавшую населению вход и выход из города, подпольщикам удалось установить через М.А. Ушакову связь с 1й Курской партизанской бригадой, которая действовала в Троснянском и Дмитровском районах области.
Одной из более активных групп подпольщиков, действовавших в городе, была группа патриотов, возглавляемая коммунистом А.Н. КомаровымЖоресом, в которую входили коммунисты М.А. Суров, А.И. Рябиков, Т.М. Огурцов и комсомолец А.Г. Евдокимов. Фашистам удалось раскрыть эту группу и арестовать около двадцати ее участников. После жестоких пыток они были расстреляны.
Группа Сечкина и другие
Молодые подпольщики из группы Владимира Сечкина готовили взрыв городского театра, где оккупанты намечали провести вечер по случаю годовщины захвата города. Осуществление этой операции возлагалось на Нину Алексееву, Владимира Сечкина и Евгения Цыганкова. Однако план этот осуществить не удалось. Группу выдал провокатор. Владимир Сечкин и его товарищи были схвачены фашистами, и 18 ноября 1942 г. всех расстреляли (предположительно в районе Альшанских выселок). В 1961 году пять человек из этой группы были награждены медалью «За отвагу».
15 сентября 1942 г. в Железнодорожном районе патриотами подготовлен штаб восстания, куда вошли 180 человек. Но в феврале 1943 г. гестапо разгромило это объединение.
На станции Орел3 активно действовала подпольная группа рабочего станции Николая Авицюка. В марте 1943 г. по доносу члены группы были арестованы. Начальник полиции капитан Кукавка решил взять в заложники членов их семей. 22 июня 1943 г. патриоты убили Кукавку, но при этом пять человек погибли.
В июле 1943 г. среди жителей города подпольщики распространяли сводки Совинформбюро, в которых сообщалось о наступлении Советской Армии в районе Орла.
Вечная память
В Советском районе Орла расположено большое братское кладбище женщин, стариков, детей и военнопленных. У северозападной стены тюрьмы велись расстрелы по вторникам и пятницам. В трех захоронениях высотой один метр находится 5000 человек. В 1973 году 5 августа это захоронение было благоустроено и открыто для посещения.
Как сообщали 10 сентября 1943 г. орловские СМИ, из Орла было угнано в Германию свыше 20 000 женщин и девушек, убито и замучено более 11 000 человек, обнаруженных Чрезвычайной государственной комиссией в 1943 г. около кирпичного завода, городской тюрьмы, в Медведевском лесу, лесу Андриабуж и других местах.
Подготовил Анатолий Мищенко