Выставка орловских художников открылась в Музее изобразительных искусств (0+)
Выставку «Три мастера» приурочили к юбилеям известных орловских художников: Валентина Дудченко, Людмилы Былинко и Юрия Козленкова. Сто полотен заняли три музейных зала.
Лирические пейзажи средней полосы и оптимистичные городские зарисовки послевоенного Орла характерны для письма Валентина Дудченко. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения. Участник Великой Отечественной войны, он был одним из учредителей Орловского отделения Союза художников СССР, преподавал в художественном училище и на художественнографическом факультете Орловского пединститута. На выставке представлены его пейзажи из серии «По тургеневским местам»: «Осень в Спасском», «Пруд Киреевского», «Бежин луг» и другие. Художественной летописью 60х стали: «Орел. Площадь Ленина», «Вид из мастерской», монумент «400 лет Орлу». Интересны его фронтовые портретные зарисовки, пейзажи в технике акварели и пастели.
– У Валентина Андреевича была любимая фраза, он часто повторял ее нам, студентам: «Художник – это такой человек, который берет нужную краску и кладет ее в нужное место», – говорит ученица Дудченко Людмила Северинова. – А еще любимая притча: «Собрался художник на этюды и проходит мимо дачников, копающих огород. Он спрашивает: «Работаете?». В ответ: «Да нет, отдыхаем!» Возвращаются дачники с огорода, идут мимо художника, пишущего этюд с натуры, интересуются: «Отдыхаете?» «Работаю», – отвечает художник. Что касается самого Валентина Андреевича, то он трудился и в новогоднюю ночь. Такая у него была примета: встретишь Новый год с кистью, тогда творческий успех будет сопутствовать весь год.
Людмила Былинко тоже преподавала живопись на художественнографическом факультете. Виртуозно владея техникой акварели, она создала поэтические пейзажи, запечатлевшие природу Орловского края, СпасскоеЛутовиново, улицы и площади города. Входила в творческую группу, работавшую на Михайловском руднике Курской магнитной аномалии под руководством Курнакова. Импрессионистический подход к натуре позволил создать неповторимые индустриальные пейзажи, где машины, люди и даже опоры линий электропередачи находятся в непрерывном движении.
– У Людмилы Николаевны живопись тонкая, воздушная, нежная. Пейзажи написаны с необычным эффектом, может – кисточкой, может – губкой. Она была влюблена в акварель, и в работах это чувствуется, – отметил народный художник России Гиви Калмахелидзе.
Юрий Козленков больше 40 лет преподавал на художественнографическом факультете Орловского пединститута. На выставке впервые показаны работы из коллекции семьи художника, неизвестные широкому зрителю, созданные в разные периоды его творчества. Он работал над портретным жанром, тематической картиной, писал натюрморты, но ведущее место в его творчестве занимал пейзаж.
С дочерью Юлией и внучкой Марией художника Юрия Козленкова мы рассматриваем его «Портрет железнодорожника».
– Эта работа выставлялась в Третьяковской галерее, – рассказывает Юлия Герасина. – На самом деле на ней изображен мой дедушка Алексей Федорович. Конечно, его портрет – скорее собирательный образ человека послевоенного времени. Ведь все они были тружениками, людьми большой ответственности, которые знали, что от их работы зависит жизнь страны. Дедушка поначалу не принимал увлечение отца живописью, ему казалось, рисовать не мужское дело. Но когда увидел, каких успехов достиг сын, гордился им.
Честно говоря, я сбилась со счета, пытаясь вести учет его работам, их около трех тысяч. Он был очень трудолюбив. В октябре прошлого года прошла выставка в Китае, где экспонировались картины Юрия Алексеевича, которые мы продали в частную московскую галерею. Я очень благодарна организаторам в Орле, они нас не забывают, тем более выставка приурочена к 80летию со дня рождения отца.
В дар музею Юлия преподнесла три работы отца.
Выставка продлится до 7 апреля (0+).
Елена Михалькова
Фото автора