12 декабря в холле Дворца пионеров им. Ю. А. Гагарина состоится премьера спектакля «Художник и любовь» в поставке художественного руководителя театра «Свободное пространство» Александра Михайлова по мотивам рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник».
При поддержке Минкультуры
– Спектакль ставится на средства гранта Министерства культуры, – рассказывает Александр Алексеевич. – В свое время я даже начал писать инсценировку по этому рассказу Лескова, но по разным причинам не закончил. А два года назад получил от екатеринбургского драматурга Евгения Балакина пьесу «Художник и любовь», которая показалась мне интересной.
Театр выставил ее на конкурс по поддержке современной драматургии, и в числе лучших 16 заявок российских театров летом этого года пьеса получила грант. Она понравилась режиссеру современным, актуальным и для нашего времени, осмыслением хрестоматийного текста, расставленными акцентами в полной драматизма театральной истории, где высокие чувства одних соседствуют с «тьмой низких истин» других. Автор ввел в нее новый персонаж – дворецкого Фрола Степановича (артист Сергей Козлов), который обогатил сюжет еще одним непростым характером, придав действию и дополнительную интригу, и динамику. Режиссер увидел в этом образе внутренне раздвоенного, циничного холопа и одновременно страдающего человека. Недовольный тем, что «у всех баре как баре» просиживают вечера в игорных домах или забавляются охотой, а его хозяин каждый вечер «то комедь, то трагедь» устраивает, Фрол при этом преданно ему служит. Но однажды дворецкий влюбляется, и любовь оказывается способной преобразить даже такого негодяя. Чтобы защитить ее, он вступает в конфликт с хозяином и расплачивается за немыслимую дерзость своей жизнью, и эта смерть переводит его в разряд жертв, вызывающих сочувствие.
Орловские «веронцы»
И все же пьеса прежде всего о первом юношеском чувстве – чистой любви и ее великой силе. Не случайно современники и многие почитатели таланта Лескова называли юных героев рассказа орловскими Ромео и Джульеттой. В этой очень русской истории страсти кипят не слабее шекспировских: совершаемые поступки поражают как необузданной жестокостью, так и немотивированным предательством, и нравственным величием. И препятствий на пути орловских влюбленных не меньше, чем у знаменитой пары из Вероны.
Главные герои «печальной повести» – крепостная актриса Любовь Онисимовна (Валерия Жилина), которую после триумфального дебюта в роли Клеопатры граф-хозяин пожелал сделать своей наложницей, и Аркадий Ильич, «чувствительный и смелый молодой человек» (Максим Громов). Он тоже крепостной, служит тупейным художником, то есть парикмахером (от слова «тупей» – прическа со взбитым хохлом). Любовь этих юных подневольных героев расцветает в условиях жесточайшего надзора, когда не только словом, даже взглядом нельзя выразить нежность, тем более непослушание барину. Заметят – люто накажут. Засекут розгами, затравят собаками, а то посадят в подвал на цепь или на 25 лет забреют в солдаты. А после наказания, превозмогая боль и стыд, актерам нужно выходить на сцену, изображая холеных графинь, веселых барышень-кокеток или «летать в балете». «Все мы как каменные были, – вспоминает в рассказе «Тупейный художник» состарившаяся Любаша, – приучены и к страху, и к мучительству – что на сердце ни есть, а свое исполнение делали так, что ничего и незаметно».
«Сиятельный самодур»
Графа-крепостника, владельца театра Сергея Каменского в спектакле играет заслуженный артист России Валерий Лагоша. Он – символ безграничной власти, человек, привыкший к немедленному исполнению всех своих капризов.
Актер, прежде всего, играет страстную натуру, человека, обладающего тонким художественным и гастрономическим вкусом. Он хлебосольный помещик-гурман, способный за 100 рублей (а это стоимость стада коров) купить себе искусного повара, а потом за полцены уступить его старшему брату. Признается граф и в своей чувствительности: бывает «ревет» над сюжетом французской пьесы, но в приступах гнева при нем могут до смерти забить крепостного, и ему не жалко «этого быдла».
Тем более не скупится граф, когда речь заходит о покупке новых актеров: за трех крепостных лицедеев расплатился деревней в 250 душ. Но быть актерами в одном из лучших, по воспоминаниям современников, российских частных театров — это оказаться обреченным на каторжный труд, который до срока старит и убивает. Достаточно напомнить, что только в первый год существования театра Каменского на его сцене было поставлено около ста спектаклей.
Правда, граф, которого за жестокое обращение с крепостными актерами орловская публика называла «сиятельным самодуром», не только скупал для своей труппы талантливых самородков, но нередко приглашал на первые роли и прославленных «вольных» артистов. Работали на него и иностранные специалисты – балетмейстеры, костюмеры, художники, декораторы. При этом его жестокость по отношению к подневольным людям не знала предела.
Потому так тревожно за юную пару, которая задумала побег из неволи. Это решение влюбленные приняли в ответ на пожелание графа сделать Любашу своей фавориткой. В отчаянии они бегут, но их ловят. Любашу по приказанию графа навсегда ссылают на скотный двор, а тупейного художника отдают в солдаты. Злой рок, который лейтмотивом проходит через всю канву сюжета, не позволяет двум любящим встретиться и в более поздние времена.
Для истории о театре и сцена выбрана нетрадиционная – холл Дворца пионеров, представляющий густонаселенное «закулисье». Помимо ведущих актеров «Свободного пространства» его населяют и студенты актерского курса Орловского института искусств и культуры. Здесь и разворачивается все действо. Современные интерьеры отвлекают только в первые минуты. Потом их не замечаешь, потому что перед глазами разворачивается вечно новая – трагическая, но светлая и всепобеждающая – история любви. И она поглощает все внимание…
Валентина Новошинская
Фото Александра Давыдова