Орловский академический театр имени И. С. Тургенева порадовал зрителей легкой комедией «Аристократы поневоле» (12+).
Автор пьесы Эдуардо Скарпетта – великий итальянский актер, драматург и комедиограф уже к четырем годам знал, как рассмешить публику. Он написал для своего театра более ста пьес на неаполитанском диалекте. Интересно, что в Орле спектакль поставил тоже актер и режиссер в одном лице Сергей Дьячковский. Молодой столичный режиссер назвал его «комедией поз и положений».
Занавес открывается, и перед зрителем предстает убогий быт итальянских бедняков. Когда из всего имущества только плащ да простыня, а все твои занятия наскрести на тарелку макарон, ты свободен от обязательств и немного – от совести. Неопределенное положение (задолжали квартплату за 5 месяцев) и неутолимое чувство голода не мешают беднякам до хрипоты и визга спорить друг с другом.
Звучат фразы: «в нашей семье едят через день», «ты сейчас и струны от контрабаса переваришь!». «Ах, чтобы я сейчас съел: спагетти с сосисками, соус из помидоров, здоровенную яичницу, моцареллу и соленый огурчик», – главы семейств Феличе (Александр Козлов) и Паскуале (Андрей Царьков) так вкусно мечтают о еде, что невольно возникает мысль о театральном буфете. Забегая вперед, скажу: жизнь героев будет строиться вокруг стола. Стол станет местом, где выясняют отношения, признаются в любви, выступают на сцене. На нем и под ним сидят, лежат, стоят, танцуют.
Внезапно в жизни предприимчивых голодранцев возникает Эудженио (Сергей Гнедов) – сын Маркиза Оттавио. Влюбленный в дочь повара, унаследовавшего огромное состояние своего хозяина, он должен просить ее руки, представив своих родственников на званом обеде. Что невозможно, ведь они знатного рода и совсем не хотят породниться с нуворишем. Джемма – хрупкая балерина (Елена Плотникова), будто фигурка из музыкальной шкатулки. У нее своя тайна – пожилой поклонник под псевдонимом БеБе. Кто он на самом деле, зритель узнает только в конце…
Беднякам – Феличе, Паскуале и Кончетте (Нелли Галченко) – и предстоит сыграть «родственников» сына знатного Маркиза. Ведь за это их, как минимум, обещают хорошо накормить. Разбогатевшего повара Гаэтано (Виктор Межевикин) в карикатурноразодетых особах с дурными манерами ничто не смущает. Он и сам путает слова. На 18летии родной дочери вместо «день рождения» говорит то «день вырождения», то «день возрождения». Радуется, что так быстро стал «своим» среди «знатных» особ.
Голодранцы в образе высокородного семейства смешны своим пафосным поведением. Затейливые, нарочито яркие, гротескные костюмы актеров подчеркивают нелепость и комичность ситуации. Гигантские пицца и мороженое усиливают эффект буффонады.
Интересное стилистическое решение спектакля принадлежит художнику Полине Мищенко. Когда зритель попадает во дворик нищенского квартала, то наблюдает монохромную серокоричневую гамму: цвета блеклые, будто выстиранные. Одежда бедняков заношена, залатана, давно потеряла фасон. Как говорит Феличе, «он одет на три праздника сразу»: шапка – Новый год, тельняшка – Рождество, штаны – Пасха.
В гостях же у поваранувориша сцена внезапно наполняется воздухом и светом: тут статуи и колонны, пышные букеты и хрустальная люстра, роскошно убранный стол. Хозяин дома – в золоченом пиджаке и белых брюках, лакеи – в напудренных париках.
Помимо невероятных жизненных перипетий, в пьесе целых три любовных линии. Особенно хорош сын повара Луиджино – Александр Аксиненко будто родился жеманным неаполитанцем. Он всех называет «прелесть моя», манерно заламывая руки. Истинная итальянка – страстная и непредсказуемая – прекрасно удалась Екатерине Аршиновой в образе сожительницы Феличе Луизеллы.
Актеры играют без напряжения, с удовольствием, весело и легко. В спектакле умело задействовано сценическое оборудование: крутящаяся сцена и невидимые зрителю механизмы придают сюжету динамику и выразительность.
Главной интриги не раскрою, скажу лишь, что орловский зритель аплодировал стоя, а поздравить творческий состав вышел главный режиссер театра Алексей Доронин, недавно приступивший к своим обязанностям и знакомый публике по нашумевшей премьере «Дубровский».
Елена Михалькова
Фото Олеси Суровых