Эту особенность нынешнего образовательного процесса подтвердили участники научно-практической конференции «Инновационная деятельность образовательных учреждений как ресурс развития муниципальной системы образования», которая состоялась 23 марта на базе школы № 35.
Организованная муниципальным информационно-методическим центром (МИМЦ) управления образования, она собрала цвет орловского учительства – победителей и призеров профессиональных городских и областных конкурсов, авторов лучших новаторских проектов, открытых уроков и мастер-классов, руководителей экспериментальных площадок и учебных заведений. Фамилии многих значатся на выставочных экземплярах авторских инновационных разработок по конкретным темам школьного, дошкольного и дополнительного воспитания и образования.
Школа сильна учителем
Согласимся, споры о реформе школьного образования давно вышли за рамки интересов учителей, учеников и их родителей. И речь уже не только о содержании учебников и качестве еды в столовой, а гораздо шире – о задачах, которые ставит перед собой работающая по новым стандартам школа, о том, соответствует ли она современным требованиям общества.
И первый спрос – с учителя, потому что какие бы технологии ни вводились в образовательные практики, каким бы новым оборудованием ни оснащались классы, без учителя, его слова, отношения к детям и предмету весь этот дорогостоящий «интерактив» – не более чем новомодный предмет школьного интерьера.
Этого не скажешь о лицее № 1, который на конференции представляла учитель русского языка и литературы высшей категории Инга Козельская. Повезло ее ученикам, потому что каждый урок Инги Викторовны – это познавательное и поучительное путешествие в мир родной речи, этимологию слова, историю крылатого выражения. В этом путешествии в самых разнообразных формах дети разбирают проблемные ситуации и вопросы из разных разделов науки о языке, решают кроссворды и ребусы, отгадывают загадки, ищут «слабое звено» в цепочке слов, исправляют ошибки, допущенные неучем из мультфильма, помогают в поисках «Шерлоку Холмсу»… Вроде бы весь урок прошел играючи, а в итоге – повторили правописание безударных гласных, запомнили особенности склонения некоторых русских и иностранных фамилий, выучили важное правило, узнали много нового из других школьных дисциплин.
Не скучали коллеги и на мастер-классе Татьяны Мосиной, учителя истории высшей квалификации гимназии № 34, которая показала, как интересно проходит урок и как много можно успеть за 45 минут, если умело и грамотно пользоваться интерактивной доской.
В ходе конференции более 40 педагогов получили возможность выступить на секционных заседаниях и ознакомить с личным опытом применения инновационных технологий в ходе урока и внеурочной деятельности. Семь экспертов – по числу секций – были единодушны: самая большая ценность современной школы – ее учителя-новаторы. Это на их креативность, инициативу, научные изыскания и подвижнический труд опираются сегодня и отдельные педагогические коллективы, и система образования в целом.
В основе успеха – доверие
Важному разделу – инновациям в управленческой деятельности – посвятила свое выступление директор школы № 45 Светлана Скуридина. Призналась: из двух направлений – управление процессом и управление отношениями – ей ближе второе.
– Если в школьном коллективе выстроены нормальные человеческие отношения, царит атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, то и вопросы технологий решаются сами собой, – сказала Светлана Ивановна. – Если этого нет, то никакой учет и контроль, никакие проверки не застрахуют от промахов в воспитании и обучении.
Педагогический коллектив школы № 45 – это, по словам директора, сплав молодых, креативно мыслящих кадров и опытных педагогов-наставников. Такой симбиоз создает благоприятных климат и, как в хорошей семье, способствует укреплению не только профессиональных связей, но и теплых человеческих взаимоотношений. При поддержке наставников молодые учителя активно и успешно участвуют в городских и региональном профессиональных конкурсах. Праздником для всего коллектива становится каждая конкурсная победа коллеги, каждый новый шаг в сложном постижении педагогического мастерства, классного руководства, выстраивания партнерских отношений с учениками. Здесь уже не первый год с успехом реализуется программа «Одаренные дети», апробируются новые формы работы с родителями, действует экспериментальная площадка по углубленному изучению иностранного языка, открыты научно-практические лаборатории психолого-педагогического и физико-математического факультетов ОГУ.
Одна из десяти в городе, школа включена в федеральную программу «Доступная среда», и здесь уже много сделано для того, чтобы 1 сентября принять «особенных» учеников.
Приоритетное направление
Новые образовательные стандарты ставят перед учебными учреждениями главную задачу – конечный результат, удовлетворяющий потребностям общества. Речь идет об обеспечении высокого качества образования на каждом его этапе – от дошкольного до дополнительного и специального.
– А этого сегодня очень трудно добиться, – выразила общее мнение участников конференции заместитель начальника городского управления образования Татьяна Генералова. – В школы приходят дети своего времени – не по годам информированные, требовательные, уже повидавшие мир, умеющие отстаивать свое мнение. Методы обучения таких детей тоже должны быть современными, способными удерживать детский интерес и внимание, мотивировать процесс познания.
Причем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в ходе дополнительного образования, которым в городе охвачены несколько тысяч детей. О том, как и чем занимают воспитанников в Центре детского творчества № 3 Заводского района, рассказала его директор Зинаида Силаева, признанный авторитет в выявлении и развитии творческого потенциала юных горожан. В Центре, которым много лет руководит Зинаида Андреевна, действует около 50 кружков и студий, 30 из них – художественной направленности. Разумеется, применяются здесь и инновационные методы, рассказ о которых, как и сообщение на эту тему заместителя заведующей детсадом № 79 Натальи Грачевой, привлекли внимание многих участников конференции. .Было ново, интересно и поучительно всем – и молодым, и опытным педагогам. Задавались вопросы, шел обмен мнениями, телефонами, электронными адресами. Организаторов и, в частности, директора МИМЦ Татьяну Русину просили собирать такие конференции чаще. Это значит, что инновационные идеи учительством нашего города приняты и используются как мощный ресурс продуктивного познания детьми мира и его законов.
Валентина Новошинская