В последние годы наше общество стало больше интересоваться вопросами духовного совершенствования, здоровым образом жизни и умением жить в гармонии с природой. Все чаще мы слышим истории о переезде столичных жителей в провинцию, где еще чудом сохранился старый, веками закрепленный жизненный уклад.
Большую роль в его сохранении сыграли так называемые раскольники. Долгое время православных христиан, сохраняющих древние богослужебные чины, старопечатные книги, иконы и обычаи (т.е. старую веру), называли раскольниками (староверами), которых подвергали репрессиям, гонениям, ущемлениям в гражданских правах.
Для многих современников старовер – это чудом сохранившийся тип русского крестьянина: хозяйственного, трезвого, рассудительного. С годами часть из них стали именоваться старообрядцами. История старообрядчества является одной из наиболее сложных и трагических страниц истории России. Церковный раскол, произошедший во второй половине XVII века и касавшийся, в основном, обрядовой стороны богослужения, привел к разделению русского народа по признаку религиозной веры. При этом дискриминация старообрядцев на государственном уровне хотя постепенно и смягчалась, но сохранялась на протяжении почти двух с половиной столетий.
В XIX веке почти треть россиян причислялась к приверженцам старой веры. Это был костяк состоятельного купечества и крестьянства. Есть данные о том, что 60% всех банковских счетов в стране принадлежало купцам-старообрядцам. Среди них – и орловские купеческие фамилии, приносившие значительный доход в бюджет города. В числе самых известных купцов старой веры Соломатины, Кулабуховы, Карякины, Сухановы, Иноземцевы, Масленниковы…
Самыми строгими старообрядцами считались так называемые филипповцы (беспоповцы). Они были приверженцами безбрачия и не принимали священников нового рукоположения: считали, что в результате реформ патриарха Никона благодать из Церкви ушла. Все службы и требы у них «правили» наставники – наиболее авторитетные члены общины. Икон нового письма они также не принимали, собирали и хранили старинные иконы. В начале XIX века в Орле существовало крупное общество старообрядцев-филипповцев. Некоторые из них, «сознавая незаконность и горькие плоды обязательного требования от всех девства», приняли так называемый «безсвященнословный брак» и создали новую общину. Остальные филипповцы, видя невозможность пополнить свои ряды естественным образом, направили ходоков в села и деревни Орловской губернии, приглашая «совращенных» к переселению в Орёл. При этом всем переселенцам оказывалась помощь в приобретении домов и участков в черте города.
Особенно усердствовал в этом отношении орловский купец Григорий Акимович Ситников (он же Радин), проживавший в «3-й части в Пушкарной слободе в собственном доме». Познакомившись в Орле и Москве с хлыстами и скопцами (последователями секты «духовных христиан»), он перенял от них учение о грехопадении прародителей «посредством плотского смешения», неупотребление мяса и вина и отрицание монашеского звания. Ситников-Радин положил начало новому учению для орловских филипповцев, которых после этого стали называть ситниковцами.
Руководители старообрядцев часто жили под двумя фамилиями, это помогало им скрываться от властей. Но Ситникова это не спасло. В 1830 году в Орловском городском полицейском управлении было заведено «Дело о мещанине Радине Г., распространявшем учение безпоповцев». Все проживающие в его доме были взяты «под караул», а сам Григорий Акимович «в силу предписания господина правящего должность Орловского Гражданского Губернатора» отправлен в тюрьму.
Усадьба Радина на Пушкарной была устроена наподобие скита: при доме были построены кельи, в которых жили около 50 человек «разного звания». Молились старообрядцы в отдельной постройке, оборудованной под моленную. Принимал Григорий Акимович и беглых крестьян, которых впоследствии сам и перекрещивал. Кроме этого Радин (он же Ситников) крестил и «подкидываемых к нему нещастнорожденных некрещеных младенцев, равно и по умершим отпевал подлежащие молитвы по старопечатным книгам».
После смерти Г.А. Радина обществом старообрядцев в 1842 году стала управлять орловская мещанская вдова Марфа Никитична Девятина, которой наставник якобы завещал все свое движимое и недвижимое имущество. Желая вступить в отцовское наследство, сын покойного, Иван Григорьевич Радин, подал в полицейское управление жалобу о незаконном присвоении мещанкой Девятиной его дома и о содержании в нем часовни. Будучи православным, он просил «об уничтожении нетерпимой секты», так как «не имеет покоя от наветов перекрещенцев, проживающих и на дворе и близ двора на огороде в одиннадцати деревянных помещениях». В заявлении
И. Г. Радин написал, что «Девятина угрожает ему разными стеснениями, изгнанием из дома и недопущением принимать ему в доме приходских священников».
Марфу Девятину взяли под тюремный «присмотр», а в доме произвели обыск, во время которого были обнаружены «в своем месте 3 старых, примерно вершков в 1875, иконы: Спасителя, Богоматери и Честнаго Иоанна Предтечи, а другие десять таковой же меры» хранились в особом помещении. Изображения на них за древностью уже не просматривались. Городские власти приняли решение о закрытии часовни и всех помещений, занимаемых перекрещенцами. Некоторые из домов были переданы «лицам православной церкви». Позже последователи Ситникова организовали для себя новую моленную на Садово-Пушкарной улице.
Потомкам орловских старообрядцев удалось сохранить некоторые старинные книги и иконы. Несколько лет назад на чердаке старого дома было обнаружено собрание прекрасно сохранившихся икон довольно большого формата. В настоящее время эта коллекция разрознена: часть находится в храмах Орловско-Ливенской епархии, что-то осталось в частных руках. После почти столетнего перерыва эти иконы впервые собраны воедино и подробно описаны в монографии кандидата искусствоведения Марины Комовой «Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков». На фото представлены старообрядческие иконы из крупноформатного деисусного чина. Из 7 икон сохранилось 6 древних («Спас в силах», Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Архангел Гавриил, апостол Петр, апостол Павел). Икона Богоматери выполнена в XIX веке взамен утраченной.
Надежда Деулина, научный сотрудник Дома Л. Андреева