В Орловской детской школе искусств им. Д.Б. Кабалевского началась уникальная летняя программа.
Уникальный проект
В муниципальных школах искусств жизнь кипит даже летом. В июне здесь проходят пленэр, прослушивания. В школе им. Кабалевского в этом году ввели новую программу — летние творческие мастерские для всех желающих. Творческие мастерские рассчитаны на тех, кто не является учениками школы.
Это пока экспериментальный курс — подобного нет не только в Орловской области, но, кажется, во всей России.
В творческих мастерских с детьми занимаются в легкой игровой форме, ведь многие из них никогда раньше не писали маслом или имеют смутное представление о нотах. В день проходит по четыре занятия. После первых двух — перерыв, когда дети гуляют на улице или смотрят мультфильмы.
В течение трех недель они познакомятся со всеми отделениями школы. На хореографическом – разучат простой танец, на хоровом — выучат песню, на музыкальном — узнают про ноты и музыкальные инструменты, на фотовидео — научатся ставить свет, снимать разные объекты и т. д.
На новый курс принимают детей от 7 до 12 лет. Если первый опыт пройдет хорошо, творческие мастерские будут проходить и на осенних, и на новогодних каникулах.
Цель программы: основы эстетического образования для тех ребят, кто по тем или иным причинам не попал в школы искусств, а для родителей возможность занять ребенка на каникулах. Кроме того, участники программы – это потенциальные ученики школы им. Кабалевского. Например, один из мальчиков из летней мастерской, познакомившись с отделением духовых инструментов, решил там заниматься и уже прошел прослушивание. С нового учебного года он приступит к занятиям.
Полезный отдых
– Понятно, что за три недели освоить курс, например, фотовидеотворчество, который в нашей школе идет три года, невозможно. Однако мы даем самые основы, знакомим с базовой техникой. В студии фотографируем портреты, выходим также на улицу. Например, сегодня занятие по макросъемке. Через три недели, по окончании курса, у нас будет выставка. То есть даже спустя такой небольшой срок, дети смогут увидеть результаты своего труда, – рассказывает Софья Доронина, преподаватель фотовидеотворчества.
С каждым ребенком в творческой мастерской работают индивидуально, ведь приходят дети разного возраста и разного уровня подготовки.
– В данном случае главное, чтобы ребенок получил удовольствие: научился рисовать цветочек, яблоко или птицу. Дети обязательно должны заниматься творчеством. И, я думаю, – это лучший способ оттянуть их от телевизора, компьютера или телефона. Хотя в последнее время родители сами все больше хотят посидеть «в телефоне», чем заниматься с детьми. В нашей школе есть группы раннего развития. Нередко отдают туда малышей, которые даже не умеют держать в руках карандаш…, – говорит Галина Пайманова, преподаватель отделения изобразительного искусства.
Уникальный проект летних творческих мастерских в школе придумали не от хорошей жизни. Занятия здесь платные, хотя и стоят недорого. Для школы это способ немного заработать. Родители готовы платить небольшую сумму за то, чтобы ребенок был летом под присмотром и занят чемто интересным.
– Сейчас бюджетным финансированием покрываются только расходы на зарплаты. Даже на ремонт и содержание здания не выделяется ни рубля. У школы, как и у многих других, есть долги по страховым взносам. К примеру, у нас работает уникальная образовательная программа «Радуга», с которой мы можем претендовать на Президентский грант. Но подать заявку пока не можем — по условиям участия у организации не может быть долгов… А в летних мастерских с детьми работают профессиональные педагоги, которые умеют влюбить ребенка в предмет, учат его чемуто новому. Дети довольны — обо всем говорят их лица, а значит, родители тоже рады. В этом году мы набрали около трех десятков детей в творческие мастерские. Наши педагоги сами готовили программы. Пока мы апробируем эту систему: чтото добавляем, от чегото отказываемся. Думаю, что в будущем году мастерские наберут размах и детей станет больше, – говорит директор школы Римма Логвинова.
Космическая тема
Воспитанники отделения изобразительных искусств, которые посещают школу постоянно, в июне выходят на пленэры в разные уголки города. Это обязательная часть программы художественного обучения в школах искусств.
– Здесь ребята занимаются изучением естественного света, наблюдают изменения неба. Пишут, например, этюды на космическую тему: «Взаимоотношения неба и земли». Живопись получается более цветной, более сложной и живой. Дети привыкают и быстро работать. На пленэры они всегда ходят с удовольствием, потом долго вспоминают. Например, как у одной из девочек бродячая собака украла бутерброды — эмоций было! рассказывает Галина Пайманова.
Из кабинетов школы им. Кабалевского на разные лады звучит музыка. Это проходят прослушивания на бюджетные места предпрофессионального образования. Мест на «бюджет» немного, поэтому отбирают самых лучших — тех ребят, у кого хорошие перспективы связать свою жизнь с музыкой. Дети переживают, педагоги сосредоточены. Воспитанники школы впоследствии учатся в лучших музыкальных вузах страны, многими выпускниками здесь гордятся.
В июле школа окончательно уйдет на летние каникулы. Здание будут готовить к новому учебному году, чтобы творческий процесс в сентябре продолжился с новой энергией.
Елена Маслова