На прошлой неделе краевед Дарья Фурманская на очередной открытой экскурсии рассказала о старинных домах, их бывших жильцах, а также о названиях улиц, примыкающих к Карачевской.
Окончание. Начало в № 23 «ОГГ» от 21 июня
Торговцы и арендаторы
Практически в конце улицы, совсем близко от Крестительского кладбища, расположены старинные каменные дома XIX века через дорогу друг от друга. Дарья Фурманская полагает, что когдато эти дома использовались как торговые лавки. Такое заключение можно сделать по фасадам зданий, поскольку возле окон сохранились элементы (следы от петель), подтверждающие, что окна эти были проемами почти до пола: может, витринами, а может, проходами. И на ночь эти проемы закрывали большими дверями.
Покупателями таких лавок на окраине наверняка были приезжие. Однако позже хозяева лавок, по всей видимости, решили, что торговля не так выгодна и переделали лавки под жилые дома для сдачи в аренду. Это тоже можно понять по фасадам: проемы частично заложили. Коегде можно увидеть, что работа была сделана грубо. Тем не менее, из торговых помещений сделали жилые, некоторые до сих пор заселены.
Староверы часовенные
Примыкает к улице Карачевской улица Чапаева.
Историки считают, что когдато здесь проживали староверы, которые не признавали батюшек и молились только в часовнях.
– В Орле было достаточно много староверов разных толков. Одними из них были старообрядцы, которых еще называли «часовенными». Чуть выше по улице Чапаева, на перекрестке с Васильевской, когдато стоял маленький скромный домик. Когда его разрушили, выяснилось, что там хранились старинные книги дореволюционных изданий. Их я обнаружила случайно, о чем потом писала. Находка оказалась интересной: старинный учебник по биологии, биография Суворова, книга Леонида Андреева и Устав о постах и поклонах, которому, вероятно, следовали часовенные старообрядцы, – говорит Дарья Фурманская.
Чапаев и пенька
Название улицы Чапаева довольно неординарное для Орла. Казалось бы, какое отношение имеет Василий Иванович к областному центру?
Оказывается, когдато на этой улице было пенькотрепальное производство. Сейчас на этом месте находится организация, которая занимается стеклом и зеркалами. В советское время пенькообрабатывающий комбинат носил имя Чапаева. А позже решили, что и название улицы надо привести в соответствие. Так в Орле появилась улица Чапаева. Пенькотрепального производства давно нет, а улица осталась.
Сакко и Ванцетти
В советские времена Карачевскую переименовывали в улицу Сакко и Ванцетти. Это американские рабочиеанархисты, казненные на электрическом стуле в 1927 году по обвинению в ограблении кассы обувной фабрики. Считается, что их вина не была доказана. Судебное разбирательство длилось семь лет и вызвало большой резонанс по всему миру. Не остался в стороне и Советский Союз. Кстати, именами Сакко и Вацетти была названа московская фабрика по производству цветных карандашей, которая проработала до 2007 года. Это опять же к слову о странных названиях. Какое отношение имели американские рабочиеанархисты к цветным карандашам? Примерно такое же, что и Чапаев к пенькотрепанию.
В интересах революции
Спустя время, улице Карачевской вернули прежнее название. Но история Сакко и Ванцетти, хоть и косвенно, оставила свой след. По сей день в Орле есть улица МОПРа. Эта аббревиатура расшифровывается как Международная организация помощи борцам революции. Эта структура была создана в 1922 году для сбора средств на помощь осужденным революционерам. На Орловщине МОПРа получила горячую поддержку.
Дарья Фурманская предполагает, что организация даже обзавелась мощным бюрократическим аппаратом. Принимали в МОПР целыми коллективами различных предприятий, так что взносов (50 копеек в квартал) хватало на многое.
Предположительно, организация была довольно богатой. Даже выпускали почтовые марки с тематической картинкой: герой раздвигает руками тюремную решетку, а к нему тянутся руки, заключенные в кандалы.
Обратный эффект
– Члены МОПРа по всему миру выступали в поддержку Сакко и Ванцетти. Возможно, что этот фактор сыграл отрицательную роль в деле рабочиханархистов. Их так горячо поддерживали, что судья «из принципа» вынес обвинительный приговор, не желая признавать, что выступления общественности имеют такой вес и влияние на судебную систему, – размышляет Дарья Фурманская.
В Советском Союзе отделения МОПРа просуществовали дольше всего и были расформированы только в 1947 году. Как известно, Орловская областная больница носила название имени МОПРа. К слову, такой практики названия больниц в честь организации не было нигде в мире. Но в Орле, как говорится, пошли дальше…
Название это оказалось очень живучим и продолжает пользоваться популярностью. Даже сейчас на маршрутных такси можно увидеть среди пунктов назначения: больница имени МОПРа.
Вероника Иконникова