В краеведческом музее открылась и весь июль будет работать выставка натюрмортов. Ее авторы – члены Орловского фотографического общества. (+6)
Их четверо: педагог отделения фотовидеотворчества колледжа культуры и искусств Людмила Домарацкая, ее выпускницы разных лет Татьяна Озерина и Елена Мустафина, а также заслуженный работник культуры РФ Леонид Тучнин. Признанные фотохудожники, с узнаваемым почерком, пристрастиями, мироощущением.
Что бы ни снимала Людмила Домарацкая, она во всех жанрах прежде всего художник с оригинальным, только ей присущим образным видением. Рассматривая ее многоплановые композиции, понимаешь, насколько это сложный жанр. Нужно так подобрать объекты, прочувствовать их фактуру, так поставить свет, чтобы передать зрителям не только настроение, но и вызвать ассоциации. Ее фантазия в этом плане неистощима, поэтому и луковица, и чесночная головка, и даже простая терка для овощей несут некий тайный смысл и претендуют на внимание. А ее серия фоторабот «Штучки», на первый взгляд, совершенно бессюжетных, – яркая иллюстрация всего многообразия связей человека с миром вещей и свидетельство того, что натюрморт – самый философский жанр из всех известных в живописи и фотоискусстве.
Интересную серию так называемых «кабинетных» натюрмортов представил куратор выставки Леонид Тучнин. Все они многопредметны, все имеют свою историю. Как, например, инструменты столяра, готового к работе, как коробочка со старыми елочными игрушками и новогодними открытками того времени, когда их любовно подписывали, не надеясь на услуги интернета. Трогательной получилась инсталляция с расшитым рушником, посвященная рукодельницеродственнице, а раритетный фолиант, раскрытый на таком же старинном стуле, предложил богатую пищу для фантазии. Кажется, что сейчас вернется человек, который оставил на минутку эту книгу, и мы узнаем, что именно он читает…
В отличие от старших коллег Татьяна Озерина не выстраивала свои композиции. Она просто запечатлела несколько уже готовых предметных рядов, отражающих штрихи повседневного быта двух известных писателей – Анны Ахматовой и Сергея Довлатова. Рассказывает, что побывала недавно в музеях этих литераторов и была очень взволнована увиденным. Правда, призналась, что применила профессиональную «хитрость» с освещением, поэтому так все выразительно получилось. Что ни предмет кухонной утвари, то готовый фрагмент биографий литературных кумиров. Например, кухня в питерской квартире Ахматовой с дровяной плитой, допотопным примусом, насыпными утюгами, жаровней для рыбы, начищенной до блеска медной кастрюлей. Разве что без «таинственной плесени на стене» из ее хрестоматийного стихотворения «Кабы вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».
А Елена Мустафина перенесла, кажется, в настольные вазы своей квартиры все многоцветье и ароматы своей дачной клумбы. Здесь люпины и циннии, ирисы и пионы, сирень и тюльпаны, шиповник и веточки облепихи в соседстве с фруктами и крохотной божьей коровкой. А вазочку с букетиком ландышей она поместила рядом со свернутым листом нот известного шлягера Оскара Фельцмана «Ландыши». И полилась мелодия…
Валентина Новошинская