28 марта в Орле начал работу II Финансово-экономический форум, организатором которого является Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС)
Участие в форуме приняли ученые, политические и общественные деятели. В Орёл приехал ректор РАНХиГС, член Президиума экономического совета при Президенте РФ Владимир Мау. В первый день работы форума он рассказал о макроэкономических процессах и особенностях текущего кризиса.
– Кризис касается всех стран с растущей экономикой. Он по-разному проявляется в каждой стране, но весь «растущий мир» охвачен сегодня кризисом. Есть ряд вопросов, которые присущи кризисным явлениям всех стран, в том числе и России. А есть черты, которые присущи исключительно России. И речь не только о санкциях, давление которых сегодня испытывает экономика нашей страны. Да, их нельзя недооценивать, но и переоценивать тоже не стоит, – рассказал Владимир Мау.
– Санкции не являются, чем-то таким, что обрекает страну на экономическую пропасть, – уверен он.
Кризисы имеют циклический характер, и за любым длительным периодом роста мировой экономики всегда приходит период спада. В этом смысле традиционным экономикам к кризисам не привыкать. Да, это очень болезненно, но этого не избежать. Мировые экономики каждый раз ищут механизмы преодоления кризисных явлений. Но при этом перспективы мировой экономики сегодня никому не ясны. Точных прогнозов нет, есть тенденции, которые будут иметь свое продолжение и последствия.
– Глобализация продолжится, но она будет иметь более «региональный» характер, – говорит Владимир Мау. – В Китае риски низкие, а труд уже дорог. А в Африке труд дешев, но риски велики. Поэтом неизбежен переход от глобализации в мире вообще к региональной глобализации. И это надо учитывать, – считает ученый. По его мнению, при этом неравенство экономик и стран будет продолжать увеличиваться.
К специфическим проблемам России Владимир Мау отнес низкий потенциал социально-экономического роста. Имеются в виду именно причины для внутреннего роста.
– У нас с середины прошлого десятилетия они тормозятся. Это связано с исчерпанием предыдущей модели роста, которая была связана с наличием свободных мощностей и резервами трудового рынка. Те резервы, которые у экономики были на тот момент, она использовала. Теперь нужны новые подходы. Это прежде всего развитие человеческого капитала и институциональные преобразования, – говорит Владимир Мау.
Еще одна особенность нашего кризиса, и это отличает Россию от всего остального мира – ситуация стагфляции. (Стагфляция (стагнация + инфляция), в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией. – (Прим. редакции).
Эта ситуация требует совершенно других механизмов преодоления нежели при чистых инфляции или стагнации. Это серьезная проблема для России, которая во многом предопределяет российскую модель экономики на ближайшие годы.
Нынешнюю ситуацию с ценами на нефть Владимир Мау сравнивает с периодом 1986-87 годов прошлого столетия. Тогда цены на нефть упали до уровня, который с учетом инфляции сопоставим с нынешней стоимостью нефти.
– Попытка прямолинейно наращивать темпы добычи, пытаясь компенсировать низкие цены, как это делал Советский Союз, ситуацию не исправит. Если Россия пойдет по такому пути, это чревато повторением опыта 1989-91 годов, – предупреждает ученый.
– Как мне представляется, сегодня приоритетом должно быть подавление инфляции. И дело не только в том, что низкая инфляция обозначает фактический рост благосостояния россиян, но и потому, что низкая инфляция – это низкие процентные ставки. При инфляции в 4% в год процентные ставки будут колебаться в пределах 5,5-6%. И после этого мы создаем массу условий для восстановления экономического роста, – говорит Владимир Мау.
Еще одна большая проблема России – сокращение численности трудоспособного населения. Есть напряжение в экономике, связанное с негативным миграционным балансом. Это важные проблемы, которые будут иметь большое влияние на общую экономическую ситуацию в стране.
Как существенную отметил Владимир Мау проблему потери у населения интереса к предпринимательской деятельности.
– Хорошо говорить о взаимодействии власти и бизнеса, но для начала надо, чтобы молодежь хотела работать, хотела заниматься предпринимательством. Дети из богатых семей хотят работать в госкорпорациях, дети из бедных семей – в силовых структурах. Через 10 лет они встретятся, и кто кого – в принципе, уже понятно…
Это «длинная» институциональная проблема и ее придется решать. Как ни крути.
– На данный момент экономическое развитие страны сдерживается низкой активностью регионов. Есть проблемы расширения роли регионов, активизации регионального потенциала. Сейчас у населения нет понимания ответственности разных уровней власти, поскольку сама ответственность размыта. В конечном итоге за все отвечает президент. Власти на местах в этой ситуации не рассматриваются народом как реальные авторы политических и экономических процессов. А это негативно сказывается на экономическом развитии и регионов, и страны в целом, – уверен Владимир Мау.
Павел Меркулов, директор Орловского филиала РАНХиГС
Во II Финансово-экономическом форуме в Орле приняли участие представители 27 регионов России, более 20 вузов страны, зарубежные гости из Болгарии, Швеции, Италии, Беларуси.
Если говорить о практических итогах форума, то была принята резолюция, в которой предлагается внести в законодательство Орловской области некоторые изменения в помощь региону, что позволит более эффективно вести экономическую политику. Кроме того мы предложили губернатору области Вадиму Потомскому создать при нем экспертный координационный совет по финансово-экономической политике.
Форум проходит ежегодно. В следующем году он пройдет примерно в то же время. Все участники нынешнего уже приглашены в Орел на форум будущего года.
Записала Екатерина Глазкова