Эта статья о градостроительстве и архитектуре Орла; о том, как и кем формируется облик нашего города, а также об особенностях и истории нескольких зданий.
Окончание. Начало в № 25 «ОГГ»
Одно из самых примечательных и монументальных строений Орла – здание фундаментальной библиотеки на Каменской площади.
Почему? Вопервых, оно – при всей его внешней привлекательности – оставляет ощущение «нездешности», чужеродности как окружающему пространству, так и нашему провинциальному городу в целом. Наверное, столь же «органично» на этом месте смотрелась бы египетская пирамида. Вовторых, архитектура этого здания производит неоднозначное впечатление. Вроде, красивое строение, понастоящему красивое… Но есть в нем какаято недосказанность, как будто из хорошей книги вырвано несколько последних страниц.
Историю этого здания мне рассказали специалисты ОАО «Гражданпроект» – учреждения, которое занималось проектированием фундаментальной библиотеки: главный архитектор этой организации Владимир Горлов и архитекторы, в разные «исторические периоды» возглавлявшие работы непосредственно над проектом, – Вячеслав Стоянов и Валерий Наумов.
Итак, с незапамятных времен через дорогу от сквера Гуртьева жилпоживал громадный пустырь, не удостоенный особым вниманием градостроителей. На генплане Орла сей пустырь значился территорией, отведенной (в некой перспективе) под капитальное строительство, а в более подробном документе – проекте детальной планировки (ПДП) – на карту в этом месте были нанесены общие очертания некоего «общественного здания».
Время шло, но годные для «освоения целинных земель» градостроительные идеи не появлялись. Вероятно, какието фантазии и возникали, но бюджетных денег для их осуществления не было. В конце концов, в первой половине 80х годов прошлого века вакансию «общественного сооружения» занял гигантский по площади фонтан. Тоже, к слову сказать, неуместный и несвоевременный объект. Просуществовал он недолго, через десяток лет полностью «саморазрушился», вакантное место вновь освободилось.
15 марта 2000 года Государственная Дума приняла закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». На ее реализацию в 20012005 годах в госбюджете были предусмотрены немалые средства.
Именно в это время появился претендент на застройку Каменской площади. В роли заказчика выступил ОГУ, и намерения учебного заведения были самые серьезные: университетское руководство посчитало необходимым «обзавестись» зданием универсальной фундаментальной библиотеки. Деньги на строительство ОГУ получил федеральные.
В соответствии с законодательством был объявлен конкурс на архитектурный проект, в котором принял участие и «Гражданпроект».
Вначале победителем конкурса признали проект «Агропромпроекта», однако несколько позже, взвесив все «за» и «против», признали наиболее соответствующей изначальным требованиям заказчика работу «Гражданпроекта».
Небольшое отступление
Рассматривать проекты своих зданий не как самодостаточные объекты, а в их связи с окружающей средой человеческого обитания архитекторы начали еще в XVI веке. Когда архитектура позволила себе из сугубо прикладной дисциплины стать настоящим искусством, зодчие пришли к очевидному выводу: всякое строение должно не просто органично вписываться в ландшафт, но и располагать «личным пространством»; окружающей его «пустотой», необходимой для восприятия объекта. И чем крупнее здание, тем большего пространства вокруг себя оно требует.
В этом смысле здание фундаментальной библиотеки в нынешнем его виде расположено крайне невыгодно. Оно «заперто в чулане» окружающих его пятиэтажек, лишено того «воздуха», который позволил бы оценить все его величие, – лицом к лицу, как известно, лица не увидать.
Перво-начальный проект
К чести архитекторов «Гражданпроекта», в первоначальном виде разработанный ими проект библиотеки соответствовал всем условиям гармоничного восприятия.
На эскизном проекте мы видим крупное (но не гигантское!) здание, вполне соразмерное отведенному пространству. Его площадь вдвое меньше занимаемой ныне, и на схеме генплана прекрасно видно, что нашлось место и для вместительных парковок, и для скверов вокруг.
Едва фактические победители конкурса приступили к детальной проработке своего проекта (было это в 2003 году), пост главного архитектора Орловской области занял некто Валерий Губин. Ему реализуемая идея застройки Каменской площади показалась недостаточно масштабной, а поскольку Губин по совместительству занимал еще и должность советника губернатора, ему удалось убедить возглавлявшего тогда наш регион Строева в необходимости переделать проект.
В результате губинских рекомендаций проект претерпел принципиальные изменения. Вопервых, он стал комплексным: центральную часть и левое крыло Побразного в плане ансамбля занимала собственно библиотека, а правое крыло проектировалось как административноучебный корпус. Причем ключевым объектом правого крыла должна была стать 15этажная «свечка», сплошь облицованная стеклом.
Вовторых, естественным образом общая площадь строения разрослась на весь пустырь, вытеснив из проекта и парковки, и скверики, и, главное, ни о каком «воздухе» и «личном пространстве» при такой застройке не могло быть и речи. На эскизах этого комплекса стояли подписи: «Куратор – В.Д. Губин, архитекторы – В.А. Стоянов, В.А. Наумов».
Годах этак в 20052006м началось возведение первой очереди фундаментальной библиотеки, то есть центральной части и левого крыла здания. Дело в том, что заказ от ОГУ и, соответственно, финансирование касались именно библиотеки. Административноучебная (небоскребная) часть комплекса не предусматривалась никакими сметами и потому в проекте была заявлена «на перспективу».
В 2014 году здание общей площадью 16 800 квадратных метров было сдано в эксплуатацию.
У многих жителей Орла странная ассиметричная архитектура строения вызывала недоумение. Мало кто знал, что комплекс построен не в полном своем объеме.
А между тем административнопроектные забавы продолжились.
В 2005 году покинул свой пост Губин, в 2006м сменило владельца губернаторское кресло. В какойто момент обновленная власть озаботилась судьбой правого крыла, точнее, пустоты на его месте. К счастью, утвержденный ранее проект с Вавилонской башней признали неприемлемым (да и материально неподъемным), но и от идеи построить не обремененный библиотечными обязанностями корпус не отказались.
Был объявлен новый тендер на «допроектирование» здания. Выиграла его проектная организация из Новосибирска, но и в этот раз у победителей чтото не срослось. И опять «закрывать амбразуру» пришлось архитекторам «Гражданпроекта». Разработали новый генплан, нарисовали новый эскиз – очень, на мой взгляд, симпатичный. Этакий храм Науки получился.
Так в виде эскизного проекта все и «замерзло». Денег на строительство нет, в роли заказчика никто выступать не спешит.
Вне стилей, вне эпох
Когда я поинтересовался, можно ли здание фундаментальной библиотеки в его нынешнем виде отнести к какомулибо архитектурному стилю, Владимир Васильевич Горлов рассмеялся:
– Ну какой «стиль»? Эпоха стилей в архитектуре прошла в начале XX века. Ведь всякий архитектурный стиль – это определенные правила, каноны. Ктото считает стилем советский конструктивизм рубежа 2030х годов прошлого века. Но выстроенные в определенной эстетике «авторские» здания тех лет не следуют какимто канонам, а, скорее, опровергают возможность их существования. Не «почему», а «вопреки».
Что там сейчас?
Для чего всетаки это гигантское здание строилось?
Из первых уст знаю, что не посвященные в стратегические перспективы сотрудники областной публичной библиотеки имени Бунина, когда началось строительство, были уверены, что именно «бунинка» переедет в новые помещения. Но мы уже знаем, что с самого начала «универсальная библиотека» предназначалась для нужд ОГУ. Логично предположить, что после ввода здания в эксплуатацию в него должны были переместить всю учебнометодическую литературу, находившуюся до этого в институтских библиотеках вузов, вошедших в «холдинг» ОГУ. Этого не случилось.
Весной 2016 года произошло фактическое слияние ОГУ и Приокского государственного университета (так к этому времени именовалась бывшая «машинка»). Но и библиотечные фонды бывшего ОрелГТУ остались на своих прежних местах.
Единственным внешним свидетельством использования здания фундаментальной библиотеки является ручеек молодых людей, устремляющийся ко входу в центральный корпус в период работы приемной комиссии ОГУ.
Выяснить, как именно сейчас используется строение, оказавшееся в итоге в ведении первого опорного университета России, я решил у человека, которому по должности своей положено знать каждый закуток вверенных площадей, – у коменданта. По звонку охранника откудато из библиотечных недр вышла женщина, представилась Маргаритой Анатольевной. Увы, ни на один из моих вопросов она ответить не смогла. Или не захотела. Или побоялась. Она вела себя так, как будто я пытаюсь выведать у нее какието тайны государственной важности. Честное слово, не понимаю, почему информация, которую я пытался раздобыть, попала под гриф «секретно». Впрочем, и фамилию свою комендант назвать отказалась.
Но я не сдался. У «фундаменталки» есть свой сайт в интернете, на сайте – раздел «контакты».
Именно этот раздел позволяет понять, что, вопервых, официально организация, ведающая университетским книжным фондом, именуется «научной библиотекой Орловского государственного университета», а, вовторых, что данное «хозяйство» вуза рассредоточено по шести зданиям, расположенным в разных районах Орла.
Что же касается здания на Каменской площади, то библиотечные отделы занимают в нем не так уж много места: три читальных зала, два абонемента, зал диссертаций, а также секторы комплектования, библиотечной обработки документов, информационных коммуникаций и культурноисторического просвещения. Размещено это все в пяти аудиториях второго этажа и двух – третьего. Вероятно, есть и иные библиотечные помещения, но о них на страничке «контакты» не упомянуто.
Директор научной библиотеки Ирина Ивановна Василевская сообщила, что общий для всех шести библиотечных корпусов книжный фонд в настоящее время составляет 1 миллион 39 тысяч единиц хранения. Учет по каждому конкретному подразделению не ведется. Между тем «проектная мощность» одной лишь фундаментальной библиотеки – 1 миллион 200 тысяч экземпляров.
По свидетельству людей, работающих в этом здании, его площади используются едва ли на 10 %.
Винить в этом некого. Архитекторы выполнили свою работу – по распоряжению Губина и при одобрении областной администрации спроектировали неоправданно гигантское здание.
Нынешнее руководство ОГУ им. Тургенева старается максимально эффективно использовать этот «троянский подарок», но возможности строения на порядок превосходят потребности вуза в помещениях.
В итоге мы имеем то, что имеем: неожиданное воплощение литературного образа «лишнего человека» в камне.
Константин АНДРЕЕВ