Свое видение знаменитой пьесы Шекспира на подмостках театра «Свободное пространство» представила столичная группа постановщиков во главе с режиссером, лауреатом фестиваля LUDI Викторией Печерниковой.
Мир людей в сложносоставном спектакле выпукл и реалистичен, и в то же время ненавязчив. Тезей (Владимир Козловский) с Ипполитой (Олеся Балабанова) являются зрителю эпизодически, усиливая магию разворачивающегося трехчасового действа.
Интересно решены декорации: лес – это деревянные ящики, в которых можно спрятать эмоции, секреты. В ящиках спят и запирают нелюбимых.
Фантастически выглядит лесной мир в летнюю ночь, где никому нельзя верить, а цветы вызывают любовный бред и смятение чувств. Раздираемые страстями афиняне смешны и нелепы.
Как просто Гермия (Валерия Жилина), Лизандр (Валентин Тюрин), Елена (Ольга Виррийская) и Деметрий (Максим Громов) изменяют идеалам, в буквальном смысле просыпаются другими людьми. «Любовь с рассудком редко живут в ладу», «На одного, кто верным остается, есть миллион вздыхателей неверных», – Шекспир вечен, как и человеческие чувства.
Зрителя погружают в фантазийный мир Королевы и Короля эльфов и фей – Титании (Мария Козлова) и Оберона (Сергей Козлов). Можно подсмотреть, как Королеву фей укладывают спать. Полюбоваться на причудливые образы эльфов Мотылька, Горошинки, Паутинки и Горчичного зерна. Подивиться коварству Пака (Андрей Григорьев) – чародея и путаника.
Авторская манера режиссера угадывается во всем: чистые открытые цвета, строгие графичные формы, неподражаемая игра света.
Сюрреалистичные растения глядят на разыгрывающиеся любовные драмы и метаморфозы. Чего стоит сцена, где мастеровой Основа (Михаил Неженцев) превращается в осла.
Блестяще удалось гротескное изображение театра в театре. Починщик раздувальных мехов, портной, ткач и столяр должны представить перед господами «прежалостливую комедию и жесточайшую смерть Пирама и Фисбы».
Стоит ли вывести к дамам льва? Боже упаси! Обнажить меч? Какие ужасы! И как внести в комнату лунный свет? Об этом размышляют гореактеры. В итоге театральная постановка простых работяг вышла уморительной и поучительной.
Виктория Печерникова вместе с художникомсценографом Ксенией Кочубей, хореографом Евгенией Миляевой, художником по костюмам Венерой Казаровой и художником по свету Максимом Фомченковым вывели рецепт успешного спектакля. Вот он: взять проверенную веками классику и «нанизать» на ее железный стержень танцевальнопластические этюды, окрыляющую музыку, костюмы, напоминающие образы мира высокой моды и концептуального искусства и мастерство актеров театра «Свободное пространство».
Елена Михалькова