Одним из педагогов, получивших муниципальную премию ко Дню учителя, стала преподаватель Орловской хореографической школы Маргарита Бейникова. В этом году она отметила 50 лет творческой и преподавательской работы.
Ученица примы
Вместо гудка на звонке у нее стоит музыка из балета Чайковского «Щелкунчик».
– А когда вы придете фотографировать? Нужно, чтобы была хорошая группа. Нетнет, что вы, конечно же, имеет значение, кого из учениц вы сфотографируете для газеты, – говорит педагог.
Маргарита Евгеньевна родом из Душанбе. Ее родители приехали туда работать из разных концов Советского Союза, встретились и поженились. Там же с шести лет она посещала балетную студию, потом поступила в балетное училище в Ташкенте, а в 1969 году начала работать в труппе Таджикского театра оперы и балета им. Садриддина Айни.
Тогда музыкальный театр Душанбе был одним из лучших в Советском Союзе, на его сцене блистала великая прима Малика Сабирова.
– Малика – ученица Вагановой, мировая звезда. Для меня было колоссальной честью, удачей и радостью учиться у нее, работать с ней на одной сцене, – рассказывает Маргарита Бейникова.
Уже через год Маргариту перевели из кордебалета в солистки. Она танцевала сольные партии, часто в спектаклях выходила рядом с Маликой Сабировой.
– Она была небольшого роста, и я невысокая. Еще она отмечала меня за трудолюбие. Хотелось ли быть примой? Мало ли, чего мне хотелось… Я отношусь к себе достаточно критически и знаю свои возможности, – пожимает плечами моя собеседница.
Звезды из Корсаково
На сцене театра в Душанбе Маргарита Бейникова проработала 20 лет. Гастролировала, за кулисами Большого общалась с Улановой. Вышла замуж за художника по свету, родила двоих дочерей.
В 1989 году балерина ушла на заслуженный отдых, чтобы полностью погрузиться в преподавание, перед этим передав по театральной традиции юной балерине свой реквизит и гримерную.
А потом в Таджикистане грянула гражданская война. Русские были вынуждены бежать из страны.
– Мы размышляли, куда поехать, но времени почти не оставалось, становилось опасно. Знакомые уехали в Орловскую область, в Корсаковский район. Я с детьми тоже отправилась туда.
Маргариту Евгеньевну сразу взяли на работу в поселковый клуб – вести кружок танцев.
– Когда я туда зашла, слезы покатились: куда же я попала после своего театра… Темная маленькая сцена, грязные шторы, паутина; о ремонте вообще и речи нет. Дала объявление – сразу записались 80 детей. Начинали заниматься без зеркал и без хореографических станков.
Так потихоньку стал складываться корсаковский детский ансамбль танца «Маргаритки». Маргарита Евгеньевна доказала, что не место красит человека, а совсем наоборот.
Через полгода Бейникова повезла своих воспитанников в Орел на конкурс. И они сразу же взяли бронзовую медаль!
– Это, наверное, самый дорогой диплом в моей жизни, – улыбается Маргарита Евгеньева.
И уже вскоре ансамбль «Маргаритки» из Корсаково стал блистать на региональных и всероссийских конкурсах, выступать на всех важных областных мероприятиях перед губернатором Строевым.
Правда, условия для занятий попрежнему оставляли желать лучшего. В 1997 году Егор Семенович выделил деньги, и в Корсаково построили школу искусств. Такую, какой не было тогда и в Орле.
Труд и самоотдача
Маргариту Бейникову стали звать на работу в областной центр. Она долго не решалась оставить свой коллектив. В 2009 году ее внуки уехали учиться в Орел, тогда переехать решилась и она.
Ансамбль «Маргаритки» существует до сих пор, он также успешно выступает – руководит им ученица Маргариты Евгеньевны.
А сама она с 2009 года преподает в Орловской хореографической школе. По ее словам, она внимательно следует традициям вагановской школы.
– Да, балет меняется, в том числе и технически. Коечто приходит из спорта. Если фигуристы и гимнасты много брали из классической хореографии, то и классический танец чтото от них заимствует. Я уважаю современный танец, но уверена, что классика и традиции – это основа. Если у тебя есть хорошая классическая база, то танцевать ты сможешь почти все!
Балет – это жестко?
– Знаете, раньше было гораздо более строго. Я думаю, если не требовать от танцора полной самоотдачи, труда и усилий, результат не получишь. Чтобы стать успешным в танце, ребенку надо научиться преодолевать себя. Особенно если у тебя не очень хорошие природные данные. Тяжело ведь находиться в неудобной позе, делать по многу раз сложные упражнения. Вот этот момент надо перейти, переломить. Хотя сейчас дети стали гораздо более изнеженными, чем раньше… И многие родители не понимают, куда отдают своего ребенка. Но я объясняю родителям, что нужно учить детей преодолевать трудности, иначе они так и будут сдаваться при малейших неудобствах. Когдато нас педагоги могли легонько шлепнуть, чтобы поправить качество исполнения движения. Сейчас, конечно, такого нет. Дети, опять же, отлично знают свои права: чуть что – могут пойти жаловаться… Некоторые не выдерживают, но большинство тех, с кем мы занимаемся, втягиваются. Мы стараемся донести до них, как здорово совершенствоваться; им нравится быть лучше, чем вчера и достигать результатов. Да, большинство из них не станут профессиональными танцорами, но осанка, здоровье, умение себя подать, трудом добиваться поставленных целей, контакт со своим телом останутся с ними навсегда, – уверена Маргарита Бейникова.
Елена Маслова