В мэрии Орла прошла встреча представителя проектировщика новой транспортной схемы Орла с депутатами и общественностью.
Мэр Орла Василий Новиков в начале встречи объяснил, чем вызван сбор. Общественными перевозками в Орле ежедневно пользуются 150 тысяч горожан. И этот вопрос их касается напрямую. Транспортная схема уже «вызвала повышенное внимание орловцев, по этому проекту уже идут горячие дискуссии», сказал мэр.
На трибуну вышел улыбчивый и позитивный Сергей Саакян, представитель столичного института «Мостранспроект», который и разрабатывал новую схему движения общественного транспорта в Орле.
По его словам, схема полностью учитывает все особенности Орла и его транспортных потоков. Она существенно улучшает безопасность, функциональность, качество и комфорт пассажирских перевозок, говорил докладчик. Все звучало убедительно и выглядело оптимистично. Пока не начались вопросы.
Маршруты и люди
В новой схеме «не все районы Орла покрыты транспортным обслуживанием. Требуется доработка. Пример пер. Бетонный, который и сейчас проблемный, а в новой модели данный микрорайон вообще не обслуживается. А живет здесь около полутора тысяч человек», перешел к конкретике начальник транспортного подразделения администрации Орла Вадим Хрипунов.
Вопрос о том, кто заказчик новой схемы, задала депутат Госдумы РФ Ольга Пилипенко. Ей ответил замруководителя департамента Алексей Васильев: заказчиком является областной департамент.
На вопрос зампреда горсовета Владимира Негина о том, как изменятся интервалы движения транспорта, представитель проектировщика ответил, что интервалы сократятся, мол, уехать можно будет быстрее. Присутствующие тут же начали приводить конкретные примеры, когда время ожидания транспорта на многих маршрутах увеличится в несколько раз.
Депутат Игорь Цуканов назвал схему «сырой». На его округе (ул. Часовая, Трудовых резервов) сейчас работает три маршрута – 11, 19, 23. По новой схеме остается один. Там живут четыре тысячи человек. Как можно одним маршрутом обеспечить такое количество людей, вопрошал депутат.
Маршрут троллейбуса №1, который проходил через весь город, урежут. Этот вопрос поднял зампредседателя областной Федерации профсоюзов Юрий Власов.
Это хороший, традиционный, популярный маршрут. Зачем его сокращать и заодно лишать доходов МУП «ТТП», справедливо недоумевает представитель профсоюзов.
Спальные районы посылают SOS
В Рабочем городке была одна маршрутка – № 25. В новой схеме ее нет. Она одна не справлялась, а теперь ее вовсе убрали.
– Люди просто в шоке. Кто сказал вам, что этой маршрутки там быть не должно? Чье это предложение? – озвучил боль своего округа депутат Вадим Трефилов.
Для микрорайона «Новая Ботаника» новой схемой предусмотрен один маршрут с одной единицей большегрузного транспорта. Туда сейчас уехать невозможно двумя маршрутками.
– Как вы собираетесь людей из «Новой Ботаники» вывозить? Или вы вывезете их на автовокзал и там бросите на пересадку в транспортном узле? Им не нужно ехать по улице Карачевской на стадион. В Орле никто так в Советский район не ездит, – депутат Тимур Нерушев пытался разъяснить столичным гостям азы местной топографии.
Депутат Иван Дынкович изложил проблему микрорайона «Зареченский». Здесь сейчас шесть маршрутов и они не могут увезти всех желающих. В «Зареченском» население достигло 2030 тысяч человек. Новая схема оставляет здесь два маршрута, а интервалы их движения увеличиваются.
– Ответьте мне на вопрос: как два автобуса с увеличенным интервалом между ними вывезут всех людей, которых не могли вывезти шесть, которые ходили чаще? – задал вопрос депутат.
Кроме того, Иван Дынкович вслух произнес то, о чем многие в зале думали, но стеснялись сказать.
– Зачем городу Орлу нужны кардинальные изменения и слом транспортной системы? Пока никто и нигде не объяснил, зачем нам нужны транспортные узлы пересадки? – озвучил депутат непраздный в этой ситуации вопрос.
Орел не резиновый
– Где в районах корпусов госуниверситета (будь то на ул. Комсомольской или Наугорском шоссе) вы собираетесь сделать разворотные кольца для автобусов и транспортные узлы? Там, где можно разворачиваться? Места там нет, а есть тысячи студентов. Какие там вообще можно ограничения вводить по поездкам? Или вот у вас стоит транспортный узел около института культуры. Я не могу представить себе: где там можно разворачиваться? – продолжала «вскрывать дьявола в деталях» депутат Госдумы Ольга Пилипенко.
Не революция, а эволюция
Депутат Тимур Нерушев назвал главной проблемой предлагаемой схемы отсутствие привязки к местным реалиям.
– Вы взяли тепловую карту, увидели красные точки, соединили их разноцветными линиями, наложили все это на математические схемы, и у вас получилась новая транспортная модель для Орла. Наверное, с научной точки зрения она правильная. Но вы не учли две вещи. Первое – особенности города. Есть традиционные, исторически сложившиеся маршруты, их нельзя просто взять и отменить. И второе – откуда возьмутся большие автобусы сейчас в нашем городе? Орловские перевозчики готовы закупить одномоментно нужное количество автобусов большей вместимости и встать на ваши маршруты? Я вам отвечу: в Орле нет таких перевозчиков, которые смогут финансово и технически реализовать эту схему.
В чем смысл ломать традиционную транспортную схему? Ее можно и нужно улучшать, модернизировать, изменять, подрабатывать. Вы совершенно правильно отметили наши проблемы. Да, центральные улицы Орла задыхаются от этих минимаршруток, которые как муравьи снуют там и осложняют дорожную ситуацию. Но полностью ломать нельзя! Очень прошу вас – пересмотрите эту схему: то что вы предлагаете, для Орла не подходит, – посоветовал разработчику депутат Нерушев.
Выступление представителя орловских перевозчиков Игоря Бортникова было коротким и сравнительным.
– В похожем на Орел городе Брянске сейчас работают 84 автобусных маршрута и 1052 маршрутки.
У нас в Орле сейчас ездят 450 автобусов. Из них 100 – это областные (трехзначные пригородные) и 350 – городские. По новой схеме нам предлагается сократить 250 автобусов, а оставить – 200, – сказал господин Бортников.
Он предсказал, что «никакие транспортные узлы пересадки в Орле не пойдут».
Было еще много вопросов. Все они точно отражали основные проблемы новой транспортной модели, по крайней мере, в восприятии местных жителей. Ответы тоже были, но аргументированными и фактическими назвать их было нельзя. Возможно, формат встречи не позволил конкретно ответить каждому на его вопрос.
В итоге мэр Орла Василий Новиков предложил всем участникам обсуждения зафиксировать письменно свои замечания, критику, предложения и передать в горсовет для дальнейшего обсуждения с авторами проекта и получения конкретных ответов по озвученным проблемам.
Екатерина Глазкова