По итогам девяти месяцев этого года результатом работы большинства муниципальных предприятий Орла стали финансовые потери.
Промежуточные итоги
Вопрос о состоянии данного сектора экономики рассматривался на прошлой неделе на заседании комитета Орловского горсовета по экономической политике и развитию предпринимательства.
Обобщенные данные предоставило УМИЗ администрации областного центра.
В этом году хозяйственную деятельность вели 18 муниципальных предприятий, 3 сейчас находятся в процедуре банкротства.
За 9 месяцев всеми МУПами была получена выручка 1 млрд 584 млн рублей (что на 5,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
На муниципальных предприятиях работают 2628 человек (в прошлом году 140 человек покинули рабочие места). Средняя зарплата составила 19 395 рублей, это на 6,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В бюджеты разных уровней орловские МУПы заплатили 277,9 млн рублей. Самые крупные налогоплательщики: МПП ВКХ «Орелводоканал» – уплатил 118 млн рублей налогов, МУП «ТТП» — 48 млн рублей.
Долг вырос
С начала года значительно – на 40% – выросла дебиторская задолженность муниципальных предприятий, она составила 392 млн рублей. Кредиторская задолженность выросла на 5,9% и составила 375 млн рублей.
Пять предприятий получили чистую прибыль в общей сумме 8,2 млн рублей. Например, в плюс сработали гостиничный комплекс «ОрелОтель» и «Орелтеплосервис».
Девять МУПов сработали в минус — в общей сумме 45 млн рублей.
В частности, убытки получили «Магазин оптики №5» и УКС Орла. Акции этих предприятий выставлены на аукцион, но покупателей пока не нашлось. 100% акций УКСа пытались продать в августе этого года за 49 млн рублей. Позже была произведена переоценка лота, теперь акции стоят 63 млн рублей.
Некоторые предприятия получали субсидии из казны. Для МУП «ТТП» было выделено
6 млн рублей, ожидается поступление еще 10 млн рублей. МУП «Зеленстрой» получил 6 млн рублей, на погашение долгов МУП «БПХ» выделено 1,6 млн рублей.
Время есть
Депутат Александр Щербин поинтересовался, по какой причине так стремительно росла дебиторская задолженность.
Начальник УМИЗ Орла Татьяна Решетова сообщила, что основная сумма — 34 млн рублей — это дебиторская задолженность спецавтобазы.
Предприятие убирало улицы и дороги в августе и сентябре этого года. Однако эти работы пока не приняты, акты не подписаны. Соответственно, спецавтобаза обозначила эту сумму как дебиторскую задолженность. В то же время у предприятия имеется и кредиторская задолженность — 25 млн рублей.
– Сегодня мы говорим только о промежуточных итогах, к тому же еще не работала балансовая комиссия. В конце года, возможно, таких пугающих разрывов уже не будет. Делать выводы пока рано, – пояснила Татьяна Решетова.
Тенденция негативная
Вместе с тем, начальник УМИЗ Орла дала понять, что кардинально в лучшую сторону ситуация с экономическим положением МУПов не изменится.
– На протяжении последних десяти лет муниципальный сектор не показывал положительных результатов. Да, были отдельные успехи, но в общем и целом показатели отрицательные, и проблемы копились не один год, – пояснила Татьяна Решетова.
Основной причиной сложившейся ситуации начальник УМИЗ считает социальную нагрузку на муниципальные предприятия.
– Например, МУП «ЖРЭП «Заказчик» вынужден обслуживать аварийный жилищный фонд. Предприятие школьного питания кормит детей дешевле, чем завтраки и обеды стоят на самом деле. Транспортное предприятие терпит убытки также изза низкого тарифа. Проезд стоит 1720 рублей, а себестоимость одной поездки — 26 рублей.
Вопросы остаются
Татьяне Решетовой возразил депутат Тимур Нерушев.
– Я не вижу серьезной социальной нагрузки. Небольшой процент школьников кормит муниципальное предприятие, если я не ошибаюсь, всего восемь школ (из 43). Остальным предоставляют обеды и завтраки частные организации, их тариф устраивает. Да, оплату задерживают, но это другой вопрос. То же самое касается транспортного обслуживания: муниципальное предприятие занимает всего 10 % рынка. Депутатам говорят, что тариф низкий и электроэнергию надо оплачивать. Но было муниципальное автотранспортное предприятие ПАТП1, оно обанкротилось. А частники борются за маршруты и хотят работать.
ЖРЭП «Заказчик» также обслуживает совсем немного так называемых «брошенных домов», большинство из них под управлением опять же частной организации.
Тимур Нерушев поручил сотрудникам УМИЗ подготовить подробный анализ по ситуации с МУПами и высказать предложения по их развитию.
Депутаты решили пока не давать окончательную оценку деятельности муниципальных предприятий, поскольку в конце года картина еще может измениться.
Вероника Иконникова