Городская библиотека им. А.С. Пушкина постоянно представляет свои уютные залы молодым художникам. В эти дни там проходит выставка «Темный бархат». Свои необычные работы, выполненные в японских техниках кириэ и ошибана, представили молодые художники Хельг Митрофанов и Исида Андреева.
Красивые псевдонимы – Хельг и Исида – уже часть мира искусства, которому служат молодые люди, выпускники Орловского художественного училища. Сейчас ребята живут и творят в Дмитровске.
Каждый из этого дуэта яркая индивидуальность. Хельг виртуозно владеет японской техникой прорези по бумаге – кириэ. А Исида – флористической мозаикой, ошибаной, то есть составлением плоских композиций из сухих растений.
Объединяет творчество двух разных художников мотив природы. У Хельга – это завораживающие картины органического мира, его начала начал: клеток, микроорганизмов, грибов, растений.
Исида тонко чувствует фактурные и цветовые особенности флоры. Материалы для картин в прямом смысле слова валяются под ногами. Ясеневые сережки, листья кукурузы, банановая кожура, конский щавель, береста утрачивают на ее картинах свой привычный смысл и превращаются в другие образы: автопортрет, пейзаж, философский натюрморт со старыми часами…
Живя в провинции, молодые художники черпают вдохновение в природе: деревьях, цветах, казалось бы, прозаических грибах и овощах на грядке. Даже рамы для своих произведений художники делают сами (папье-маше и маньчжурский орех). На страничке ВКонтакте (Студия «ХельгиИс») художники указывают многочисленные источники своего творчества: философия, постмодернизм, бионика, психоделика, символизм, сюрреализм, теология, эзотерика и так далее.
На открытии выставки мастера поделились некоторыми профессиональными секретами. Хельг увлекся вырезанием из бумаги раньше, чем научился читать, еще в три-четыре года. Перепробовал многочисленные бумажные техники и инструменты. Остановился на обычных острых маникюрных ножницах. Материалом ему служит обычная ксероксная бумага. Лист, как для снежинок, никогда не складывает. Все работы выполняет из цельного листа, а узоры делает без единой внешней прорези.
Кружевная бумажная паутина, которую он создает, особенно эффектно выглядит на черном бархате.
На выставке Хельг представил и одну объемную работу – «Хельголярию», сконструированную из сотен крошечных бумажных трубочек, сот. Участники кружка рукоделия, который функционирует в «пушкинке», загорелись идеей создания ее копии.
Хельг уверяет, что техника кириэ проста, нужно только терпение. Можно добавить – ангельское терпение. Например, работу «Нейрогалактика» с множеством крошечных завитков, ресничек он вырезал три месяца. Но, конечно, творит Хельг не по часам, а по вдохновению.
Есть профессиональные секреты и у Исиды. Она знает, как правильно заготовить сухие растения, чтобы они не пожухли, не поломались, не выцвели. Редко творит по эскизам, предпочитая экспромты. Краски в своих работах практически не использует. Природные материалы собирает круглогодично.
Помимо создания картин из природных материалов Исида занимается дизайном и пошивом одежды, изготовлением аксессуаров и украшений, а также созданием «страшнокукол».
На страничке ВКонтакте ребята представляют свои работы. Художники подчеркивают, что не продают их, а дарят. «А вы нас благодарите, – пишут они. – Формы благодарности могут быть различными: денежное поощрение или бартерный обмен. Нам приятно думать, что мы не торгуем, а передаем свои изделия в дружественные руки».
Ирина Самарина
Фото их архива Хельга Митрофанова и Исиды Андреевой