Премьера спектакля «Чучело» (12+) по мотивам одноименного произведения Владимира Железникова состоялась 14 ноября в «Свободном пространстве». Детская жестокость и школьная травля – актуальные темы заинтересовали петербургского режиссера Анну Троянову.
Команде пришлось сильно постараться, чтобы переосмыслить написанную в 80х годах повесть про советскую школу, а также, чтобы зритель не увидел прямой аналогии с известным фильмом, где главную роль сыграла юная Кристина Орбакайте. Режиссер выдвинула идею отправить артистов «подсадной уткой» в десятый класс обычной школы, чтобы они на себе ощутили, каково быть новеньким среди сегодняшних старшеклассников.
Вспомнить школьные годы
– Жаль, что такого опыта не получилось, времени катастрофически не хватало, – сказал актер Максим Громов, убедительно исполнивший роль Димки Сомова. – Зато на первой же репетиции мы вспоминали о своих школьных «опытах», смеялись, грустили и в результате внесли в постановку немало лично пережитого.
– Я была жертвой класса, – поделилась актриса Надежда Староверова, выразительно сыгравшая Лену Бессольцеву. — Меня дразнили изза фамилии — Старой, – во второмто классе! Я принимала прозвище близко к сердцу, переживала. Уже став взрослой, думаю: какая ерунда, не стоило это слез. Дети есть дети и они порой жестоки.
– А моя фамилия в школе претерпела трансформацию от «Троянского коня» до «тройника». Как я рыдала! – продолжила режиссер Анна Троянова. – Про нежный подростковый возраст не так много отечественного материала. «Чучело» – история тонкая и вместе с тем тяжелая, ждать, что спектакль будет светлым, неправильно.
По меркам нашего времени текст Железникова устарел, в нем хватает советской идеологии, однако важно, что автор схватил самое главное, в произведении есть сердце. Сильно изменился язык, мы постарались подобрать нейтральный сленг: «классно», «прикольно», «в шоке». Справедливости ради – сейчас дети и так не говорят, они заимствуют компьютерные, технические словечки, непонятные большинству взрослых. И хотя наш спектакль про ребят, хотелось бы, чтобы постановку посмотрели родители и педагоги, – выразила надежду режиссер.
Толпа против одного
На премьеру в малый зал пришли как школьники, так и взрослые. По мере того, как нагнеталась атмосфера на сцене, у девочек в зрительном зале на глазах блестели слезы. И было отчего. Лена Бессольцева – прямая, честная, добрая, готовая жертвовать собой ради дружбы, переживает не только несправедливую травлю, но и предательство лучшего друга Димки Сомова. «Ты классный, здорово придумал деньги на Москву самим заработать. Можно я буду с тобой дружить на всювсю жизнь?» – обращается она к нему в самом начале, восхищаясь его лидерскими качествами. И не может предположить, что этот самый Димка в концеконцов не выдержит травли и выступит против нее, обьединившись с классом. Не так страшно, когда предает толпа, ведь весь мир и не обязан нас любить. Гораздо страшнее, когда предает самый близкий, ради которого и в огонь, и в воду, кого любишь и кому доверяешь.
«Мы дети — у нас организмы слабые», – звучит в спектакле как оправдание трусости и насилия. А насилие будет: это и сцена избиения Лохматым Сомова, и погоня за Бессольцевой – «Беги, Лена, беги!» – и момент, когда кукла, изображающая Чучело, оказывается на виселице. Впечатление усиливает громкая музыка, напряженная игра света, школьная форма актеров со средневековыми элементами.
Учительница Маргарита Ивановна (Светлана Нарышкина), которая «замуж вышла и от счастья все забыла», и дедушка Лены (Альберт Мальцев), который «жизнь прожил и никого пальцем не тронул», выглядят беспомощными взрослыми против детской жестокости. Они ничего не могут изменить.
«Бедные люди… не понимают, что творят», – говорит дедушка Бессольцевой. «Бедные, бедные мы люди… не ведаем, что творим», – повторяет его внучка Лена в конце спектакля.
Личные истории
После премьеры зрители расходились молча, под сильным впечатлением от увиденного, часть зала осталась, чтобы поделиться ощущениями от просмотра.
– Я бы посоветовала одноклассникам сходить на «Чучело», только боюсь, что они предпочитают кино. У нас класс дружный, крупных ссор не бывает, хотя, когда я училась в младшей школе, группа девочек постоянно унижали меня и мою лучшую подругу, – рассказала юная зрительница. – Мы пытались сообщить учительнице, только она отвечала: «Не обращайте внимания, это скоро прекратится».
Поделился своей болью и Михаил Неженцев, великолепно изобразивший Лохматого. История Чучела оказалась для него очень личной.
– Я учился в маленькой школе, где были только начальные классы и, когда перешел в большое здание старшей школы, поначалу растерялся. Вокруг оказалось огромное количество взрослого народа. И коррекционный класс, где учился очень добрый, большой и совершенно безобидный Ваня по кличке Сиська. И вот перемена, Ваню прижали к стенке – бьют, унижают. Учителя ходят мимо и ничего не замечают.
Я стою рядом и не знаю, что делать. Меня в этом состоянии куда толкни, туда и покачусь. Тут ко мне обращается старшеклассник: «Чего стоишь? Пойди, ударь его!» Я подошел и ударил Ваню. Сделал то, что сказали, даже не понимая, что произошло. Когда отошел, мой друг спросил: «Зачем ты это сделал?» Я готов был провалиться ниже чем под землю. До сих пор нехорошая история с Ваней преследует меня. Я не могу найти его ни в социальных сетях, ни через друзей и до сих пор не могу попросить у него прощения. Это очень тягостно. В моей жизни история с Ваней – тот переломный момент, который воспитал чуточку больше человека, чем во мне было.
Елена Михалькова