Татьяна Козинова – единственный педагог дополнительного образования, который в этом году получил муниципальную премию. Она руководит детским кукольным театром в Центре творчества Северного района.
Театр по наследству
Школьницей, с 4 по 10 класс. Татьяна сама занималась в этой же студии кукольного театра в этих же стенах. Тогда это был Дом пионеров.
– Уже во взрослом возрасте я думала: что же меня сформировало? Это, конечно, моя семья, еще поездки в деревню к бабушке – традиции, фольклор и кукольный театр как значительная часть эстетического образования, – рассказывает Татьяна Валентиновна.
Изначально она не хотела посвящать себя ни педагогической, ни театральной профессии. Окончила институт культуры по специальности «библиотечное дело».
– Это были 90е годы, первая волна сокращений, найти работу не получалось. Мой преподаватель кукольного театра Людмила Ивановна Беляева как раз тогда уходила в декретный отпуск. Она мне и предложила эту работу. Если честно, было страшно. Первые два года чувствовала себя как будто самозванкой. А потом начало получаться, получила профильное образование. И вот работаю здесь уже 27 лет, – говорит педагог.
Как говорят куклы
В кукольном театре занимаются дети с 1 по 8 класс. Всего около 50 человек. Здесь четыре года обучения, но выпускники могут оставаться и продолжать работать над спектаклями.
В студии вместо сцены – ширма выше полутора метров, несколько рядов старых стульев, несколько потрепанные, но исправные осветительные приборы, настоящая осветительная рубка.
– Среди сложностей то, что ребята разного роста. Комуто уже удобно работать за ширмой – он может комфортно поднять руку с куклой, а комуто еще предстоит вырасти – тогда приходится надевать специальную обувь на высокой подошве. Такие ботинки называются на древнегреческий лад – «котурны», – улыбается моя собеседница.
Прежде всего ребята осваивают основы кукловождения – учатся управлять куклами. Потом выбирается пьеса. Иногда, если литературный материал очень интересный или непривычный, изучают культурный контекст, чтобы дети «напитались материалом». Например, когда работали над «Репкой», читали разные сказки, обсуждали их, изучали потешки. Затем распределяются роли, учится текст.
– Бывает, когда ребята еще не знают текст досконально, мы делаем этюды с куклами – дети играют сюжет, раскрывают характер куклыперсонажа, импровизируя. Тут происходит немало открытий и творческих находок, – рассказывает Татьяна Козинова.
Если нет готового комплекта кукол для спектакля, то параллельно идет процесс их изготовления, также создаются декорации. Уже больше 20 лет изготавливать кукол помогает художник Софья Новикова. Она ведет в Центре творчества предметы по декоративноприкладному искусству, а еще сама написала программу по изготовлению кукол. Чтото она делает вместе с ребятами, а чтото высокохудожественное не доверяет никому.
Также в студии есть уроки актерского мастерства, сценической речи с особенностями речи куклы. Ты берешь в руки куклу, смотришь на нее – какой у нее рот, какое лицо; понимаешь, как она должна говорить.
Спектакль потом показывают всем желающим. В зрительный зал приходят родители, друзья, ученики ближайших школ, мамы с детьми из окрестных многоэтажек. Каждый спектакль может выдержать до семи представлений, не считая участия в конкурсах и фестивалях.
У маленького театра уже есть любимые постоянные зрители.
Чему учат куклы
Преподаватель уверена, что кукольный театр учит маленького человека прежде всего работать в коллективе, сотрудничать. Даже если дети поссорились, чтобы продолжалась работа над спектаклем, они должны уметь урегулировать ситуацию.
– Еще театр учит находить причинноследственные связи, анализировать. Если персонаж чтото делает, то он это делает не просто так, а почемуто. Это, конечно же, переносится на жизнь. Дети учатся вглядываться в окружающий мир, видеть его многообразие. Естественно, мы такими громкими фразами с ними не разговариваем. Но я надеюсь: чтото такое в ребятах остается. Еще – ответственное отношение к собственному делу. Работа должна быть сделана добросовестно, прежде всего из уважения к самому себе и к зрителю, конечно, тоже. Когда ктото халтурит, я ему говорю: «Неужели ты думаешь, что люди, входя в зрительный зал, глупеют? С чего ты взял, что эта халтура не будет видна?», – пожимает плечами Татьяна Валентиновна.
Маленькая звездочка
Все сказки, истории, пьесы, которые тут ставят, заставляют ребят думать, размышлять о жизни. Например, сейчас они делают спектакль «Звездочка». Он о маленькой звездочке, которая не понимала, зачем светит на небе без движения, она хотела приносить пользу. Звездочка спустилась в лес. Однако волку она оказалась не нужна – ему надо охотиться в темноте. Медвежонку мама не разрешила оставить звездочку, потому что пора ложиться в зимнюю спячку. Лягушки вообще хотели ее обмануть – приманить на свет звездочки мотыльков, чтобы их съесть. И вот звездочка садится на пенек и плачет, что никому не нужна. Здесь она встречает ежика, который тоже плачет. Он объясняет, что ходил каждый вечер за грибами, а тропинку находил, ориентируясь на маленькую звездочку. Сегодня ее нет, и ежик заблудился. Оказывается, звездочка как раз на своем месте и была нужна больше всего.
Елена Маслова
Фото автора