Идея настоящего Зала воинской славы еще жива
Половинчатое решение
Хочешь-не хочешь, приходится возвращаться к той же теме. Напомним: почти три года назад группа ветеранов труда, активистов региональной организации «Дети войны» опубликовала в нашей газете обращение к руководителям региона, а также ОАО «РЖД» с просьбой открыть на железнодорожном вокзале в Орле Зал воинской славы с панно «Орёл – Город первого салюта» и «Орловская битва», примерно, как это сделано в Курске. Ведь битва за Орёл была не менее важным звеном Великой Отечественной войны если в ее честь страна дала артиллерийский салют, ставший началом победной традиции. Сейчас, когда так остро стоит вопрос о необходимости военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, думается, именно на эти примеры и надо опираться.
Идею с Залом воинской славы стимулировали и сообщения о том, что РЖД намеревается провести грандиозную реконструкцию вокзального комплекса, для чего только на первую очередь выделяется 1,8 млрд рублей. Это было года три назад, и впереди маячили такие даты, как 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 450-летие Орла.
Ответы, полученные от адресатов обращения, еще больше вдохновили ветеранов. Высокие начальники писали, что и они свято чтят память воинов-освободителей и идея Зала воинской славы им нравится.
Правда, авторам обращений и одному из самых активных из них Станиславу Землякову пришлось писать еще немало писем. Наконец, настал день открытия зала. Были речи, играл оркестр. Только, думаю, и устроители этого торжества понимали, что появившиеся на стенах четыре стенда не превратили помещение обычного зала ожидания в Зал воинской славы. Инициативная группа тогда высказала свою позицию прямо: нас не устраивает половинчатое решение. Однако теперь на все их дальнейшие обращения ответы шли, как под копирку: Зал воинской славы открыт.
Тем временем сменились глава РЖД, другие высокопоставленные лица, состоявшие в переписке с орловскими пенсионерами. Сама кипа писем составила не один бумажный том, из которых было ясно, что больше авторам идеи ждать нечего, так как реконструкция вокзала отложена.
В каком это году?
Но появились в ответах и новые нотки. Как свидетельствует письмо замначальника Московской железной дороги Ю. Кобзаря, пришедшее в адрес Орловского облсовета, на реконструкцию вокзального комплекса «Орёл» все-таки предусмотрены лимиты затрат – на сумму 210 млн рублей. Но на 2017 год.
А запрос, направленный депутатом Госдумы РФ
С. Брячаком, к которому обращались орловцы, принес вести от гл. инженера Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов К. Фомина. По его словам, вопрос оформления Зала воинской славы с установкой монументальных сооружений, аналогичного курскому, может быть рассмотрен только в рамках реконструкции вокзала Орла. Данные работы включены в среднесрочную инвестиционную программу ОАО «РЖД». Только год здесь указан 2018-й.
Значит, все-таки еще есть надежда? Но на какой год на самом деле намечена реконструкция? И кто должен принять решение о включении предложения орловских ветеранов в эту программу?
Надо сказать, в письме из облсовета сообщалось также, что еще 15 апреля 2015 года для комплексного решения поставленных задач постановлением Правительства Орловской области № 176 создана рабочая группа по реализации проекта «Реконструкция железнодорожного вокзала «Орёл» со строительством транспортно-пересадочного узла и обустройством прилегающей территории». Только знают ли в этой группе о предложениях по Залу воинской славы? Очень надеемся услышать ответы на эти вопросы как можно скорее, чтобы потом не констатировать: дескать, надо было включать, да время ушло.
Кабы не бренды…
Кстати, орловские ветераны, понимая возможные сегодняшние трудности РЖД, предлагали, как временную, другую, менее затратную и нетрудоемкую идею, которую можно воплотить к предстоящему юбилею города. Например, выполнить на фасадах вокзала надписи «Орёл – Город первого салюта и воинской славы», установить модель ордена Отечественной войны I степени, которым награжден Орёл. Ведь гостей на юбилей ожидается много. Пусть они прямо с порога видят, в какой знаменательный край прибыли, где помнят подвиг отцов и дедов.
Только и это предложение, судя по переписке, не воспринимается. Вот какого туману напустил замначальника Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов А. Кехлеров. «Единая навигационная система ОАО «РЖД», – пишет он, – это комплекс указателей, вывесок и знаков, применяемых в рамках фирменного стиля и на основе общих принципов, заданных стандартами бренда РЖД, выдержанных в едином графическом стиле… Над главным входом, как правило, размещаются название вокзала и логотип РЖД, никаких других надписей не предусмотрено. А потому ваше предложение о выполнении на фасадах здания вокзала Орёл дополнительных надписей и тематических оформлений не представляется возможным».
С. Земляков и сотоварищи считают, что Кехлеров лукавит. «Фирменный стиль», «стандарты бренда» не запрещают размещение дополнительной информации. Кроме того, авторы инициативы заглянули и в не менее значимый нормативный документ – рекомендации Минстроя России и ЦНИИП Градостроительства по проектированию вокзалов. И по ним тоже оказалось, что «в вокзалах, расположенных в административных центрах, оправдано использование средств монументального и декоративного искусства и синтеза архитектуры, скульптуры и живописи с целью повышения художественно-эстетических и эксплуатационных качеств вокзалов, выявления их функционально-технической сущности и роли в данном городе и в единой транспортной системе страны». Вот оно как!
Инициативная группа также считает, что аргументы дирекции железнодорожных вокзалов о том, что предложения по Залу воинской славы могут быть выполнены только в случае реконструкции вокзала, являются необоснованными. Вкрапления элементов искусства вполне могут происходить и по статьям капитального ремонта.
Получается, как в поговорке: кто хочет сделать дело, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины?
Борис МУТАФ
Когда материал уже был подготовлен, ответ от
главного инженера Московской дирекции жлезнодорожных вокзалов К. Фомина пришел и в адрес С. Землякова. В письме сообщается, что к 450-летию Орла запланировано размещение со стороны главного входа в вокзал (от Привокзальной площади) баннера «450 лет городу Орлу»; фото двух ветеранов Великой Отечественной войны, бывших работников вокзала Ивана Алексашина и Ивана Карпухина; изображения ордена Отечественной войны I степени и Георгиевской ленточки с надписью «С праздником, любимый город!».