Мастер из Орла Елена Бухвостова создает кукол из капрона. Она знает, что глубоко внутри каждый из нас навечно остается ребенком.
Хоть полчасика
В кукле есть чтото первобытное – подобие самого себя человек создавал с незапамятных времен. А еще – чтото магическое: также с глубокой древности люди пытались воплотить в куклах счастливые или пугающие образы. Сегодня кукла стала просто малозначащей детской игрушкой. Или все еще не всегда?
Елена Бухвостова делает кукол не для игры.
– Максимум иногда снять с полки и потискать, – говорит она.
Ее куклы – для взрослых: чтобы дарить радость, веру в лучшее, оживлять интерьер.
Хоть Елена иногда выполняет заказы, работой она свое кукольное увлечение не считает. Для нее это попрежнему хобби.
– Не хочу превращать это в основную работу. Я индивидуальный предприниматель. По специальности вообще инженерстроитель… Но каждый день я встаю в пять утра, чтобы перед работой успеть хоть полчасика пошить кукол, – рассказывает Елена.
Делать чтото своими руками она стала много лет назад, когда дочка ходила в детский садик. Там постоянно требовались поделки, которые с увлечением делали вместе. А иногда и мама брала всю работу на себя.
– Потом дочка вышла замуж, съехала от нас. Надо было чтото делать, заполнить пустоту. Както увидела в интернете мастеркласс по изготовлению кукол из капрона и синтепона. Все нужные материалы оказались дома. На видео все выглядело таким простым. Думала: «Сейчас все мигом сделаю, как там!» Такое чудище в первый раз получилось… – смеется моя собеседница.
Но Елена человек упорный – руки не опустила. Сделала вторую куклу, третью… Ее изделия стали нравиться друзьям и родственникам – близкие получали их от мастерицы в подарок.
– Дамы лет 50ти прыгали от радости – носились с этими куклами, как девочки… Так семь лет назад я начала делать кукол, и меня затянуло, наверное, навсегда – не оторвешься. Правду говорят, что не ты выбираешь творчество, а оно выбирает тебя, – вздыхает Елена.
Все мы дети
Для изготовления такой куклы нужен специальным образом выбеленный капроновый чулок. В него вкладывают синтепон, а затем с помощью иголки для валяния и ниток у куклы формируют лицо, ручки, ножки. Затем пришивают волосы, шьют одежку.
– Они ведь как живые получаются. Люблю в нос их целовать. Недавно открыла для себя новую технику – лепку кукол из полимерной глины. Из нее делать сложнее, да и зрение сейчас уже не то… – пожимает плечами моя собеседница.
Кукол, сделанных с таким трудом, в которых вложена частичка души, дарить или продавать совсем не жалко.
– Отдаю с душой, а не просто так. Знаю, что каждая последующая будет лучше, чем предыдущая. Хотя есть и те, что остались со мной навсегда. Например, Вовчик. Это имя дала кукольному мужичку моя подруга. Он такой… за 50 получился, кривой, морщинистый какойто. Вылитый Вовчик. Сидит у меня на шкафу, никому его не отдам. Но вообще для меня важно, как человек, для которого она предназначается, реагирует на мою куклу. Очень внимательно наблюдаю за этим, когда дарю или отдаю заказчику, особенно если незнакомый. Фотография никогда не передаст впечатления от кукол. Они во многом рассчитаны на тактильные ощущения.
– Мы все дети – в 55 или в 60 лет, – размышляет Елена.
Неповторимый характер
Еще недавно Елена делала в подарок кукол с портретным сходством. Однако отказалась от этой идеи изза горького опыта. Стопроцентного портретного сходства в капроновой кукле добиться невозможно, получается своеобразный шарж. Люди очень поразному воспринимают себя – ктото болезненно реагирует на куклу, похожую на себя.
– Некоторые обижаются: «Неужели это я?!» Или бывает еще заказывают сделать портретную куклу бабушки. Присылают фото бабушки в 70 лет, при этом, чтобы куклабабушка выглядела, как в 30… Теперь, если просят сделать похожую куклу, просто делаю абстрактную куклу в форменной одежде какойто профессии. А сказочных персонажей я просто обожаю – домовые или бабкиежки у меня добрые! Верю, что они приносят счастье в дом, – улыбается Елена.
Прежде чем сесть за работу, мастерица представляет себе образ куклы полностью. А потом получается ктото совсем другой. Она уверена, что каждая ее кукла обладает своим неповторимым характером, который начинает проявляться в процессе работы.
На одну куклу у нее уходит от двухтрех дней до месяца.
– Сейчас очень хочу ангела сделать. По мотивам спектакля «Женщина и ангел», который шел в театре «Русский стиль». Эта история у меня в голове уже давно, я вижу уже, как его сделаю. Очень меня впечатлил этот образ пожилого ангела в инвалидном кресле. И девочка, героиня спектакля, его спрашивает: «А разве ангелы такие бывают? Да еще с опаленными крыльями…» Он ей отвечает: «Ангелы бывают разные…».
Елена Маслова