По оценкам историков, в годы немецкой оккупации Орловской области не менее 1000 евреев стали жертвами Холокоста. Не обошла трагедия и семью Владимира Шарлота. О ней напоминают ему предсмертные письма матери Веры Левиной, погибшей в оккупированном Орле вместе с его дедом Абрамом Соломоновичем.
Левины
Семья Левиных переехала на постоянное место жительства в Орел до революции. Глава семейства Абрам Шлемович (или Соломонович) Левин (18841942) был одним из лучших портныхзакройщиков мастерской индпошива. В свое время он шил одежду для самого губернатора.
Вместе с супругой Саррой Борруховной они вырастили дочь Веру и сына Иосифа.
Вера вышла замуж за Михаила Шарлота. 31 января 1933 года в семье родился сын Владимир, в будущем журналист и писатель.
Вера Абрамовна до начала войны заведовала складом Орловского аптекоуправления на ул. Пушкина.
Когда началась война, брат Веры Иосиф и муж Михаил Шарлот были призваны в ряды Красной Армии.
Мать Сарра Борруховна с внуком Володей успели эвакуироваться в поселок Ревда Свердловской области, а глава семейства Абрам Соломонович с дочерью Верой остались в оккупированном нацистами Орле.
Оккупация и «решение еврейского вопроса»
Захватив Орел, гитлеровцы немедленно провели учет еврейского населения и обязали каждого еврея носить на спине желтую шестигранную звезду. Палачи из гестапо приступили к планомерному истреблению еврейского населения.
Арестами и казнями орловских евреев занималась местная полиция под руководством М. Букина. Практически это делалось следующим образом: вызывали в отделение гестапо главу еврейской семьи – домой он не возвращался. Ночью подъезжала грузовая автомашина к дому этой семьи, и полицейские забирали всех, включая детей, стариков, больных, и увозили в «неизвестном направлении».
Это «неизвестное» направление стало известным. Жертв доставляли в местную тюрьму и вывозили на расстрел в машинахдушегубках. Расстрелы проводились как минимум в пяти местах (Троицкое кладбище, Медведевский лес, ров на Болховском шоссе у стрелкового тира «Динамо», Малая Гать и лес у реки Цон, Старая Гать).
В результате до июля 1942 года нацисты истребили всех евреев Орла.
Шарлоты
Во время войны отец Владимира Шарлота Михаил Юрьевич участвовал в строительстве в Куйбышеве эвакуированного из Москвы 4го Государственного подшипникового завода. Он безуспешно разыскивал свою семью и случайно узнал от знакомой женщины из Орла, что его сын и теща живы и находятся в эвакуации. Михаил Шарлот забрал их в Куйбышев. А в 1944 году Шарлоты вернулись в Орел.
Ни матери, ни деда Владимир Шарлот не застал в живых.
Письма матери
Тогда же тетя Тося (Антонина Васильевна Левина, жена дяди Иосифа, русская по национальности) передала Владимиру письма его матери. Они пронизаны предчувствием гибели.
Первое из них датировано 26 декабря 1941 года.
«Мой дорогой и единственный мальчик! — пишет она. – Я каждую секунду жду прихода за собой, а это означает вечную с тобой разлуку.
Я не буду тебе описывать все то, что наблюдаю и переживаю — все это ты прочитаешь в газетах, а затем и в исторической литературе… Ты должен гордиться, что являешься одним из представителей терпеливого, способного и выносливого народа…
Я обречена на гибель. Не я одна — нас много, но мы бессильны…».
Второе письмо написано 6 марта 1942 года, за неделю до того, как Вера Левина была арестована сыскной полицией.
В нем есть такие строки: «…Ты никогда не узнаешь, как умерла твоя мать… Я тебя прошу — не задумывайся над этим вопросом — помни, что таких, как мы, много. И живая, или нет — я в равной степени тебя люблю… Больше тебя я любила только Родину».
В книге «Красный пояс. «Орловский» еврейский вопрос» Владимир Шарлот рассказывает о том, как пытался восстановить события гибели матери и деда.
Из рассказа Антонины Васильевны Левиной:
«Через какоето время Вера и Абрам Шлемович перебрались в дом на ул. Черкасскую, 40, в пустующую квартиру, где жила хорошая Верина знакомая, тоже еврейка. А совсем неподалеку от них, в доме № 51, находилось сыскное отделение Букина.
Веру Абрамовну полицаи забрали 14 марта 1942 года. Абрам Шлемович в это время работал. За ним пришли на следующий день. Сколько они прожили еще и где их могилы, никому не известно».
Память и предупреждение
Судьба Владимира Шарлота сложилась удачно. В 1955 году он окончил индустриальный институт. Работал старшим инженером в проектных и научноисследовательских институтах г. Куйбышева.
Позднее увлекся журналистикой. В 1969 году заочно окончил отделение журналистики Казанского государственного университета.
За годы работы в СМИ опубликовал около 24 тысяч заметок, корреспонденций, очерков, интервью. Владимир Шарлот – автор 40 книг.
Он почетный гражданин Новокуйбышевска, член Союза журналистов РФ, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры РФ, награжден почетным знаком «За заслуги перед городом Новокуйбышевск».
31 января Владимиру Михайловичу исполнилось 87 лет.
Он и сейчас в добром здравии, побывал в музее «Зеркало истории» лицея №18 г. Орла, сделал нам подарок – книгу о настоящей любви, которую пронес через всю свою жизнь.
В рамках недели Памяти, посвященной жертвам трагедии Холокоста, Дмитрий Антохин, ученик 9 класса лицея №18, представил свою исследовательскую работу, посвященную истории семьи Левиных – Шарлот, в Москве на международной конференции «Холокост: память и предупреждение», а также на встрече губернатора Орловской области с представителями общественных и религиозных организаций, приуроченной к Международному дню памяти жертв Холокоста.
Марина САМАРИНА