На лесной опушке у пруда живет художница – красивая, как Белоснежка, и бережливая, как Золушка. Каждый лоскуток, каждый сухой листочек, каждую бумажку и кусочек коры она пускает в дело. Перелицовывает старые куртки в фантазийные сумки и рюкзаки, мастерит кукол с винтажным гардеробом из старых платьев, плетет украшения из бересты, делает пуговицы из маньчжурского ореха. И имя у нее сказочное – Исида Андреева.
С мужем Хельгом они обосновались в собственной артусадьбе маленькой деревушки, где в лучшее время проживает около 12 человек, оба окончили Орловское художественное училище, успели пожить в городе и поучаствовать в выставках. Этим летом организовали собственный арткрафт фестиваль, куда могли приехать творческие люди и погрузиться в атмосферу свободы и полета.
– Какие преимущества в жизни, удаленной от города?
– В жизни за пределами города есть и преимущества, и недостатки. Я не хочу выступать агитатором сельской жизни. Для нас жить в городской среде некомфортно по многим причинам. Вопервых: переизбыток бесполезной информации вызывает хроническую усталость. Во вторых: экология. В третьих: слишком много людей и столкновений с ними. От этого я испытывала постоянный стресс.
Какое же тут творчество! Для меня город – это враждебная среда, не способствующая творчеству и общению.
В деревне все иначе. Спокойно, тихо. Вместо информационного спама – лес и пруд. Вместо городского гула – шум ветра и щебетание птиц. Я занимаюсь вещами, которые мне интересны и приятны, и ничто не отвлекает меня от этого. И несмотря на отсутствие людей, мы больше общаемся. В городе, набитом людьми, мы почти ни с кем не общались. А теперь у нас есть круг близких по духу друзей, которые приезжают к нам отовсюду. Происходит творческий обмен, и это вдохновляет на новые произведения.
– Технология апсайклинг и «мода одного дня» – как они взаимодействуют?
– Апсайклинг переводится как вторичное использование — творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду. Он набирает обороты в противовес «быстрой моде». Мы давно уже не занашиваем вещи до дыр, выбрасываем старое и покупаем новое при малейшей дырочке или пятнышке или просто каждый сезон. Вот и пришла я к тому, что нужно делать новое из старого (благо этого старого полнымполно). И пошло в ход всевсевсе… то, что надоело, что жалко было выбросить когдато. Начала собирать вещи по знакомым и друзьям, потом они сами стали приносить.
– Что хранят в себе старые ткани и старые предметы?
– Переработка старых вещей – это архаичная практика. Техника лоскутного шитья идет именно оттуда. У материалов, затронутых временем, совершенно особая энергетика и красота (коллекционеры, барахольщики, поклонники гранжа и трэшарта меня поймут). Старая вещь – это словно человек, проживший целую жизнь. Сейчас я охочусь именно за такими «старичками». Чем они старше, тем интереснее истории, которые они рассказывают.
– Вы с Хельгом ведете экспрессивные дневники. Расскажите, что это и зачем нужно?
– Экспрессивный дневник – этот термин мы придумали с Хельгом для обозначения наших творческих дневников, которые мы ведем достаточно давно. Изначально они предполагали собой нагромождение впечатлений, например, за день, которые выражались в виде коллажей и довольно эмоциональных рисунков. Сейчас я делаю не просто эмоциональные дневники, а тематические.
Стараюсь, чтобы мои книги рассказывали историю. Например, «Советский дневник». В нем нашли место коллекции советских открыток, тканей, вырезок из журналов, календарей, книг. Получился такой маленький кусочек эпохи, функциональная книга, где можно делать записи или дополнять ее памятными вещами. Но эмоциональные дневники меня на совсем не отпустили. Я периодически их делаю. Они помогают глазу «не замылиться», короче говоря, спасают от творческого застоя.
– Как сделать такой дневник самому?
– Здесь нет какихлибо правил и ограничений, кроме материала и собственной фантазии. Главная их задача – помочь выплеснуть эмоции и расслабиться. Можно сшить основу для книги самому, а можно взять готовый блокнот. В сборе материала обычно проблем не возникает, потому что, наверное, у каждого найдется ненужный журнал или книга, а может открытка или коллекция этикеток, билетик от трамвая, завалявшийся в кармане, остатки художественных материалов. Может быть памятные фотографии, небольшие вещицы и документы, оставшиеся от любимой бабушки, которые лежат и пылятся. И если их собрать вместе в одном дневнике, они расскажут историю жизни.
– Ваши самые смелые планы с Хельгом – создать артдеревню?
– Мы делаем не артдеревню, а скорее артусадьбу. Создаем место, где творческий человек сможет проявить себя настоящего, отключиться от суеты и погрузиться в творческое самоисследование. В деревне возможна творческая жизнь, настоящая, бурная, свободная. К нам приезжают гости за чемто уникальным, чтобы увидеть и создать то, для чего нет возможности в рамках тесной квартиры. Наш образ жизни их воодушевляет, и они уезжают с новыми идеями, а зачастую и с работами, чтобы потом приехать снова.
Елена Михалькова