В орловском театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «А зори здесь тихие…». Наш корреспондент увидел один из премьерных показов.
Мы все знаем, о чем эта история и чем она закончится. Повесть Бориса Васильева 1969 года и фильм Станислава Ростоцкого 1972 года — практически часть нашего культурного кода.
Как и трагедия, и героизм Великой Отечественной — сознательно или бессознательно воспоминания о ней, пусть на уровне ощущений, продолжают передаваться в семьях из поколения в поколение.
Режиссер «Свободного пространства» Сергей Пузырев активно использовал кадры из советского фильма вместе с текстом Васильева. Иногда актеры на сцене буквально, будто эхом, повторяют реплики за актерами с чернобелой пленки.
Люди в зале шепотом повторяли за артистами некоторые цитаты: «Женька, ты русалка!», «А что это? – Микстура!».
Я начала плакать почти сразу, с первых минут спектакля, когда на экране появилось лицо советского актера Андрея Мартынова в роли старшины Васкова. Одна из великих сцен мирового кинематографа, когда актер кричит в камеру: «Пять девчат, пять девочек было, всего пятеро! И за что я их всех положил? За десяток фрицев? А не прошли вы! И сдохнете здесь, все сдохнете!». Плакала не одна я — периодически всхлипы слышались с разных концов зала.
Почему мы плакали? Мы ведь знали, чем все закончится. А плакали от боли, которая живет в коллективном бессознательном и периодически приходит к нам оттуда через хорошие фильмы, книги, живые, непротокольные воспоминания.
Материал изначально таков, что, в принципе, актеры «Свободного пространства» могли вообще ничего особенно не делать на сцене. Только читать текст Бориса Васильева, иногда давая зрителям возможность посмотреть кадры советского фильма. Но актеры играли понастоящему. Главные роли исполнили Сергей Козлов, Ольга Виррийская, Юлия Григорьева, Елена Симонова, Надежда Староверова, Эльвира Узянбаева. Голос Сергея Козлова я даже не узнала — настолько у него получилось перевоплотиться в простого старшину Васкова.
Спектакль «А зори здесь тихие…» поставили в Орле в рамках партийного проекта. Он приурочен к юбилею Победы. В этом году будет много всего про войну — 2020 год официально объявлен Годом памяти и славы. Это такая тема, что получается либо пОшлоофициозно, либо сразу больно.
Мне кажется, актерам и режиссеру «Свободного пространства» получилось говорить о войне честно и почеловечески. Как это ни парадоксально, думается, что этому помогло как раз активное использование в постановке художественной условности. Это минималистичные декорации (большую часть времени актеры работают просто на пустой черной сцене), хореографические вставки и исполненные актрисами песни не из фильма.
Еще на экране над головами актеров показывали картины из песка. Кадры из старого фильма появляются после того, как огромная рука сметает с них песок.
Боль войны жива и в молодом поколении, но все же образ песка как образ времени кажется актуальным.
Режиссер создал образ связи трех эпох, трех поколений: сама война, ее участники — 70е, их дети — современность.
На фоне крупных планов лиц актеров из 1972 года актеры театра «Свободное пространство» на сцене кажутся маленькимималенькими. Лилипуты на фоне колоссов.
С Победы прошло 75 лет. Как мы смотрим на это время? Этих людей? Что мы можем сказать о них и от их имени? И имеем ли право? В любом случае, не говорить не можем. И говорим, как можем, как умеем, как получается. Зато честно и искренне.
В зрительном зале было много старшеклассников. Впереди меня сидели мальчик и девочка. Девочка в темноте склоняла голову на плечо мальчика, а он давал ей платок и гладил по голове.
Елена Маслова