В Орле множество улиц и скверов носят имена Героев Советского Союза. Их жизни и судьбы тесно связаны с орловской землей. Один из них — Николай Григорьевич Сурнев — летчик, совершивший 261 успешный боевой вылет и сбивший 23 самолета противника.
«Отправьте меня на фронт!»
Николай Сурнев родился в 1923 году в селе Большое Городище Белгородской области. Окончил семь классов средней школы. Николай был отличником, любил математику, рано научился кататься на коньках и играть на балалайке. После школы два года учился в медицинском техникуме, хотел стать врачом. Но однажды попал в аэроклуб и больше не смог жить без неба.
В аэроклубе Николай хорошо проявил себя, учился быстро, поэтому его направили в Чугуевскую военноавиационную школу пилотов. Осенью 1941 года школу эвакуировали в Чимкент. После окончания курсов Сурнева почти год не отпускали из школы — оставляли служить летчикоминструктором, несмотря на то, что он постоянно отправлял рапорты с одной и той же просьбой – чтобы отправили на фронт.
Его желание исполнили только в августе 1943 года.
Боевое крещение
20летний младший лейтенант Сурнев был отправлен на ЮгоЗападный фронт в 866й истребительный авиаполк. Первый боевой вылет совершил на Як1 в составе группы из шести пилотов. Перед ними стояла боевая задача — прикрыть наземные войска от бомбардировщиков противника. В небе (в районе города Изюм) группа встретила превосходящие силы врага: двенадцать Ю87 и Ю88 под прикрытием десяти Ме109. Сурнев атаковал бомбардировщик Ю87 (так называемый «лапотник») и одержал победу, самолет противника рухнул на землю.
Сослуживцы и начальство говорили о Сурневе как о летчике высокого класса. Он быстро ориентировался на местности, определял свое положение в боевой обстановке, метко стрелял. Николай Григорьевич часто попадал под обстрелы, но почти всегда выходил победителем.
Тяжелое противостояние
Нелегким стало для него сражение 1 октября 1943 года. Шесть пилотов на Як1 столкнулись в небе с двенадцатью Ме109. Сурнев прикрывал ведущего пилота, в это время к нему сзади зашел один из «мессеров». Николай сделал решительный маневр и сбил вражеский «мессер» одной пулеметной очередью. Ведущий пилот был спасен. Группе предстояло уничтожить еще один Ме109. Во время сражения Николай Сурнев пропустил атаку сверху и был ранен. К счастью, ранение оказалось не серьезным. Летчик смог, превозмогая боль, привести самолет на базу. В этом бою было уничтожено пять вражеских самолетов, группа обошлась без потерь.
Николай Сурнев был награжден орденом Отечественной войны 2й степени.
Возвращение на фронт
Летчик некоторое время провел в госпитале и вернулся на фронт весной 1944 года.
За Николаев и Одессу он уже сражался в качестве командира звена. В небе Молдавии сбил три вражеских самолета. За это был награжден орденом Красного Знамени, тогда же получил звание старшего лейтенанта.
В небе над Кишиневом за девять боевых вылетов Сурнев уничтожил девять автомашин и 55 солдат противника. Был награжден вторым орденом Красного Знамени.
В ходе Будапештской операции Николай Григорьевич совершил 31 вылет, уничтожил 9 вражеских самолетов, в некоторые дни сбивал по дветри машины.
Аккордеон в подарок
В один из вылетов ему удалось сбить три самолета, но и машина Сурнева оказалась подбита. Летчику пришлось спускаться на землю на парашюте. На чью территорию он попадет, было неизвестно. Но фортуна улыбнулась — Николай Григорьевич попал к югославским партизанам. Несколько дней он пробыл в их лагере, быстро нашел общий язык с союзниками. Когда за Сурневым прилетел самолет, югославы подарили ему на память трофейный аккордеон.
Об этом случае он сам рассказывал своим родственникам. Его мама потом вспоминала, что о других сражениях Николай говорил редко, иногда только присылал газетные вырезки о своих боевых успехах.
Вшестером против 80
1 марта 1945 года (в районе Шимонторниа) группа из шести советских пилотов встретила значительно превосходящие вражеские силы — до 50 самолетов FW190 («фоккеров») под прикрытием 30 Ме109.
Старший лейтенант Сурнев сбил три вражеских самолета. Несмотря на численное превосходство противника, наши летчики атаковали «фоккеров», вынудив их раньше времени, не долетев до цели, сбросить бомбы.
Но и самолет Сурнева во время атаки был поврежден. С пробитым бензобаком и неисправными приборами он довел свою машину до аэродрома.
Герой Советского Союза
В тот же день Николай Григорьевич на другом самолете вылетел на прикрытие наших войск в район селения Адонь. Возвращаясь с задания, встретил два «мессера». Зайдя внезапно в хвост ведомого, Сурнев сбил его. Ведущий переворотом попытался уйти, но был настигнут советским асом и также сбит.
14 марта Сурнев в районе Шимонторниа сбил еще два самолета. Его четверка Як3 атаковала 16 вражеских «фоккеров», наши летчики снова заставили врага сбросить бомбы, не доходя до цели. Два сбитых «фоккера» записаны на личный счет Сурнева.
На следующий день после этого боя было написано представление на присвоение Николаю Григорьевичу звания Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 177 боевых вылетов и сбил 18 самолетов противника. Всего же он совершил 261 вылет и уничтожил 23 самолета.
Последний полет
После войны Николай Сурнев продолжил службу командиром эскадрильи в истребительном авиационном полку, располагавшемся на окраине Орла. Он погиб во время тренировочного полета 5 марта 1952 года. Ему было всего 29 лет. Похоронен на Троицком воинском кладбище в Орле, на его могиле установлен бронзовый бюст.
В 2015 году депутатами Орловского горсовета принято решение назвать одну из вновь образованных улиц в Северном районе именем Николая Григорьевича Сурнева.
Вероника Иконникова