Как избежать потери денег с банковской карты и не попасть на удочку мошенникам расскажет эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Илья Шалаев.
Благодаря системе СМС-уведомлений, держатели карт своевременно узнают о происходящих финансовых операциях. Любое списание с согласия владельца карты одновременно сопровождается отправкой уведомления. Однако, есть случаи, когда согласие владельца не нужно. Существуют транзакции, происходящие автоматически или благодаря действиям уполномоченных органов. Тогда владелец счета получает только СМС-уведомление, где указывается дата платежа и сумма: 1) оплачен штраф ГИБДД. Штрафы передаются приставам, при неуплате; 2) взыскание штрафа или оплата пошлины. Судебные органы запрашивают средства и они вправе забрать деньги без одобрения владельца; 3) кредитный платеж. Эти операции носят законный характер.
Однако, списание денег с карты может быть результатом мошеннических махинаций. Основные способы воровства денег:
1) несанкционированный выпуск второй СИМ-карты. Схема простая – сим-карта владельца временно блокируется, тогда активизируется дубликат и выводит средства с карты;
2) смена карты – при желании обновить сим-карту, гражданин должен вспомнить все привязанные банковские карты к ней. Сотовый оператор после длительного неиспользования, потери или сознательной блокировки номера владельцем, могут передать его другому лицу. И тот, узнав о наличии привязанного счета, быстро снимет деньги;
3) фишинг – мошенники создают «левые» сайты, напоминающие онлайн-сервисы популярных банков. Дают похожее название и логотип, меняют лишь одну букву или знак препинания. При беглом взгляде невозможно выявить отличие. Они выманивают у посетителей их логины и комбинации паролей, чтобы авторизоваться в интернет-банкинге. Иногда на почту клиентов приходит «банковское письмо» с ссылкой, кликнув которую, человек должен авторизоваться (ввести логин, комбинацию пароля). Чтобы посетить страницу банка. В реальности он передает данные мошенникам;
4) ошибки операторов интернет-магазинов и обычных торговых точек. В результате происходит двойное списание. Иногда это происходит специально;
5) выпуск дубликата карты – если пользоваться банкоматами, находящимися в плохо освещенных или безлюдных местах, есть риск, что магнитная полоса будет считана устройством. Мошенники устанавливают такие маленькие устройства внутри отверстия, куда клиент вводит карту. Механизм автоматически считывает и запоминает информацию, хранящуюся на ней. ПИН-код запоминает накладная клавиатура, и незаметная камера фотографирует остальное: номер карты, данные владельца.
Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Илья Шалаев раскроет правила безопасного использования банковской карты:
— до оформления карты и авторизации в интернет-банке, надо изучить установленные банком правила пользования услугами;
— логин и пароль – единственные данные, без которых нельзя посетить личный кабинет. Пароль следует составить сложный, не касающийся личной информации (даты рождения, имени);
— не стоит проверять счет в интернет-кафе, у друзей или использовать телефоны незнакомцев. Система может автоматически сохранить данные и владелец устройства без проблем заберет деньги. Если это неизбежно, закончив работу, надо выйти из всех аккаунтов и почистить кэш. Не соглашаться на сохранение данных;
-нельзя хранить комбинацию ПИН вместе с самой картой. Лучше запомнить цифры наизусть или закодировать их в телефоне;
— не скачивать никаких подозрительных файлов, не переходить по указанным неизвестными лицами ссылкам
— установить заранее суточный лимит, касающийся списания средств и общего количества операций и сразу проверять счет после безналичной оплаты в магазине или интернет-магазине;
— не сообщать другим лицам данные карты – проверочное слово, ПИН и пр. Сотрудники банка такие сведения не спрашивают (кроме проверочного слова).
Это довольно простые рекомендации, которым надо следовать — это уменьшит риск совершения мошеннических операций.