В соответствии с законопроектом органы местного самоуправления и органы государственной власти войдут в единую систему публичной власти в Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления ранее строилось на основе передачи отдельных государственных полномочий для исполнения муниципалитетами. После внесения изменения в статью 132 Конституции, а именно дополнения частью 3 следующего содержания:
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, —
цель такого взаимодействия будет конкретизирована, а именно — наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение.
Таким образом, в Конституции закрепляется новая правовая категория «публичная власть», что требует детальной научной проработки содержания и сущности данного понятия. Следует отметить, что научный дискурс о публично-правовой природе местного самоуправления ведется довольно давно. Выработано понятие и признаки публичной власти. Например, публичная власть – это суверенная власть, представляющая способность народа, а также юридически закрепленное право (возможность) лиц, замещающих должности в государственных или муниципальных органах, воздействовать от имени государства на его население в той или иной сфере общественной жизни с целью осуществления общегосударственной политики.
Публичную власть характеризует ряд признаков, таких как
— публичный интерес, представляющий собой концентрированное выражение обще социальных потребностей и стремлений;
— особые субъекты публичной власти и народ как источник данной власти, осуществляющий ее как непосредственно в формах прямого волеизъявления, так и опосредованно через органы государственной власти и местного самоуправления;
— наличие властных полномочий на осуществление публичной власти у субъектов.
Таким образом, органы публичной власти являются важнейшим элементом политической системы государства, а их деятельность состоит в реализации общегосударственной политики. Федеральная власть обеспечивает сохранение единства и целостности России, субъекты Федерации призваны решать государственно значимые вопросы применительно к региональным условиям, а местное самоуправление обеспечивает жизнедеятельность населения в местах его компактного проживания, направляя усилия на социально-экономическое развитие территории.
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ Елена Селютина выразила поддержку предложенной Президентом России Владимиром Путиным поправки ст. 132 Конституции в отношении обозначения системы публичной власти и роли местного самоуправления в этой системе. Такое дополнение, по мнению эксперта, позволит однозначно определить плоскость соприкосновения государства и муниципалитетов в их взаимодействии, и такой плоскостью является выполнение ими государственно важных функций и полномочий, обусловленных их публично властной природой и социальным предназначением. Поле взаимодействия государственной власти и местного самоуправления очень широкое. Оно охватывает совместную деятельность по созданию условий для реализации государственно важных задач, включающих весь комплекс вопросов, связанных с участием муниципальных органов наряду с государственными органами власти в реализации общегосударственной политики в области здравоохранения, образования, культуры, экологии, в социальной сфере и многих других.