В музее изобразительных искусств открылась выставка «Приглашение к самовару». В Орёл из Тулы пожаловали как старинные образцы XIX века, так и современные.
Желтобрюхое божество
Душа дома, генерал стола, парадный, повседневный, семейный, дорожный, солдатский, трактирный, монастырский – это все о самоваре. «Домашним желтобрюхим божеством» назвал самовар писатель Николай Кузьмин. И неспроста. Это божество не требовало поклонения, а дарило свое тепло, питало, поило, объединяло домочадцев, было центром задушевной беседы, символом гостеприимства и благополучия. Недаром героиня сказки Чуковского Муха-цокотуха, нежданно разбогатев, не раздумывая, тратит весь свой капитал на самовар.
Ритуал чаепития исчез из современной жизни вместе с его главным героем – самоваром. Уже никто не пьет чай из блюдца в прикуску с кусочками сахара, которые нужно отделять от большого куска специальными щипчиками. Не печет хозяйка к приходу гостей пироги да пряники, не уставляет стол многочисленными розетками с вареньем и медом. С обильным угощением можно было выпить не одну и не две чашки душистого чая, а беседа могла течь часами. Представить, как наши предки чаевничали, можно побывав на выставке «Приглашение к самовару», которая открылась 8 апреля в Орловском музее изобразительных искусств.
В экспозиции более 60 предметов искусства из коллекции Тульского областного художественного музея, в фондах которого более 300 экспонатов. В Орёл туляки привезли не только наиболее интересные и разнообразные жаровые самовары, но и сопутствующие чаепитию предметы: полоскательницы, куда сливали остатки остывшей воды, подносы, сосуды для охлаждения напитков, сахарницы. Пока гости ждали, когда вновь закипит наполненный самовар, на помощь приходила бульотка, она всегда была наготове с постоянно кипящей на спиртовке жидкостью. Посетителей выставки погружают в атмосферу русского традиционного чаепития живописные полотна художников Москвы, Орла, Тулы из фондов музея изобразительных искусств.
Самоварная столица
Производство самоваров началось на Руси в начале XVIII века на уральских заводах Демидова. Потом фабрики стали открываться в Москве, Санкт-Петербурге. В 70-х годах XVIII века Назар Лисицын переоснастил свои оружейные фабрики в Туле для производства жаровых самоваров. Новый вид бизнеса, выражаясь современным языком, оказался очень перспективным. И в скором времени в Туле открылись известные фабрики: Покровского, Лукьянова, Маликова, Капырзина, Фомина, Воронцова, Шемариных. Особенно ценились изделия Баташевых. В 1850 году в городе уже насчитывалось 29 предприятий, а в начале XX века было открыто около 80 фабричных и кустарных самоварных производств. Ни один город не мог соперничать с Тулой по количеству и разнообразию выпускаемых самоваров, неизменно получавших награды на всевозможных отечественных и зарубежных выставках. Несмотря на то, что самоварные фабрики работали во многих русских городах, в том числе и Орле, именно Тула стала самоварной столицей. До сих пор там действует самоварный завод «Штамп», основанный в 1943 году.
Что интересно, предприимчивые иностранцы также открывали свои производства в Туле. Особым спросом пользовалась продукция фабрики Тейле – самовары с керосиновой топкой. Как сказано в представленном на выставке прейскуранте начала XX века: «не коптят, не производят угара и кипят довольно скоро».
Все «водогреи», так еще можно называть самовар, различались в зависимости от формы тулова (корпуса) в виде: банки, рюмки, шара, дули, яйца, вазы, желудя, тюльпана, кубка, кратера, паука…
Стоимость самовара была сопоставима со стоимостью коровы или трех коз. Их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Самовар считался дорогим подарком. Особо ценные экземпляры изготовляли на заказ из золота и серебра. Более тривиальными материалами служили латунь, медь, мельхиор, томпак (сплав меди и цинка). Томпак еще называли самоварным или цыганским золотом, так как по блеску и цвету он был очень похож на драгоценный металл. Самовары украшали медалями, никелировали, серебрили, золотили. Кстати, тульский завод «Штамп» и сейчас предлагает своим клиентам отнюдь не дешевые экземляры «желтобрюхого божества». Например, самовар из латуни «Лев Толстой» с уникальным чеканным портретом классика стоит 120 тысяч рублей.
Что интересно, выпускались самовары и в Европе, но там они не были так популярны, им не придавалось такого большого значения. Если русская семья во времена войн и гонений покидала отчий дом, самовар всегда пытались эвакуировать с собой.
И «поет», и шумит, и бурлит
От зарубежных «водогреев» наш самовар отличается тем, что приподнят над столом благодаря тонким ножкам. Ну и, конечно, душой, которую вложил в него мастер, а потом и хозяева дома. Наши предки относились к самовару с почтением, был он для них почти что живым существом. Когда самовар начинал «петь», на него сверху, на конфорку, ставили пустой заварочный чайник, чтобы он нагрелся. Потом самовар шумел – это сигнал, что пора закладывать душистые травы. Забурлил, значит, смело заливай чайник кипятком. Время настаивания чая определяли чтением «Символа веры». Как два раза прочтешь – так чай и заварится.
По размерам самовары были самые разные – многоведерные, например, для трактиров или крошечные – на одного человека. Такой фасон назывался «эгоист». А самовар с двумя носиками, «тет-а-тет», предназначался для чаепитий вдвоем.
В 20–30-х года XX века с началом электрификации страны самовары стали исчезать из быта русских людей. Появившиеся электросамовары, в общем-то, в какой-то степени отражали тягу русского человека к вековой традиции чаепития, но по сути такие самовары были не что иное, как электирические чайники. Удовлетворяя банальную физиологическую жажду, они не могли удовлетворить жажду духовную. Кажется, что мы теперь так «жить торопимся и чувствовать спешим» отчасти из-за самоваров, навсегда ушедших из нашего обихода в историю.
P.S.Выставка работает до 15 мая.
Ирина Самарина
Фото Дениса Кирилюка и Дарьи Фурманской