В конце марта вступил в силу закон, который позволяет Правительству Российской Федерации устанавливать предельные отпускные цены производителей на отдельные лекарства и медицинские изделия, а также предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на эти лекарства и изделия. Причины появления данного закона и основные его положения комментирует эксперт кафедры конституционного и муниципального права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент Алексей Ястребов.
До недавнего времени законодательством было предусмотрено государственное регулирование цен только на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Вместе с тем при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, или при необоснованном завышении цен на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия, граждане должны иметь доступные лекарства и изделия, эффективные для лечения конкретного вида заболевания.
Возникшая в начале года ситуация с повышением цен на некоторые противовирусные лекарственные препараты и средства индивидуальной защиты (медицинские маски), связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вызвала социальную напряженность. В Государственную Думу, Федеральную антимонопольную службу и Росздравнадзор массово поступали обращения граждан по вопросам повышения цен и отсутствия в аптечных организациях медицинских масок.
По данным оперативного мониторинга, проводимого ФАС России, в январе 2020 г. в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации (81 %) зафиксировано повышение розничных цен на медицинские маски по сравнению с ценами на те же маски в декабре 2019 г., в среднем по стране оно составило составило 104 % (наибольшее повышение розничной цены в одном из субъектов РФ произошло на 485 %). При этом был отмечен рост оптовых цен на медицинские маски – наибольшее повышение оптовой цены в одном из субъектов Российской Федерации произошло на 1566 %.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был разработан в целях исполнения пункта 14 протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 5. Он направлен на сдерживание роста цен на лекарственные препараты и медицинские изделия при возникновении чрезвычайной ситуации, угрозы распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае необоснованного роста цен на эти товары.
Закон предусматривает право Правительства Российской Федерации устанавливать предельные допустимые розничные цены на лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и медицинские изделия по перечням, утверждаемым Правительством РФ, предельные размеры оптовых и розничных надбавок к этим средствам. Правительство РФ сможет реализовать данное полномочие в следующих случаях:
— при возникновении чрезвычайной ситуации и (или) угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
— если в течение тридцати календарных дней подряд на территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на указанные лекарственные препараты и медицинские изделия составит тридцать и более процентов.
Предельно допустимые розничные цены устанавливаются на срок не более, чем девяносто календарных дней. В этот период запрещается реализация и отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в указанные перечни, по ценам, превышающим утвержденные Правительством РФ предельно допустимые розничные цены.
По мнению Алексея Ястребова, реализация законопроекта позволит стабилизировать розничные цены на лекарственные препараты и медицинские изделия, которые в случае обострения эпидемиологической обстановки, распространения массовых заболеваний становятся жизненно необходимыми, и обеспечить их доступность для потребителей.