Ситуация, с которой столкнулось человечество в настоящее время, является уникальной для всего периода новейшей истории.
Обострившиеся геополитические проблемы, коллапс мирового нефтяного рынка и пандемия коронавируса, которая привела к закрытию государственных границ и массовому использованию инструментов самоизоляции и карантина, нанесли значительный ущерб экономикам отдельных стран и мира в целом. А неопределенность в отношении прогнозов преодоления кризисных тенденций дополнительно повышают напряженность на инвестиционных рынках. В таких условиях у инвесторов неизбежно возникает стремление повысить безопасность своих средств.
Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, профессор Ольга Попова отмечает, что золото и казначейские облигации США выступают традиционными защитными активами рынка инвестиций, своеобразным эталоном надежности финансовых вложений.
Однако снижение доверия к стабильности курса Соединенных Штатов, угроза дальнейшего ухудшения сценария пандемии, надвигающаяся рецессия на фоне снижения ключевой ставки Федеральной резервной системы США до 0-0,25% привели к значительному падению доходности казначейских облигаций. Так, по данным Министерства финансов США (https://home.treasury.gov/), 4 апреля 2020 года доходность облигаций со сроком обращения 5 лет составила 0,39%, 10 лет – 0,62%, 30 лет – 1,24% годовых. Для сравнения: 4 апреля 2019 года эти показатели составляли соответственно 2,32%, 2,52% и 2,93%. Столь колоссальное падение доходности не могло не привести к росту интереса инвесторов к наиболее надежному активу – золоту.
По данным РБК (https://quote.rbc.ru/ticker/101039) за аналогичный период цена золота за тройскую унцию выросла с $1306,1 до $1632, то есть почти на четверть. Причем на государственном уровне увеличивается привлекательность непосредственно в физическое золото (золотые слитки). В настоящее время наибольший запас золота имеют Соединенные Штаты – 8133,5 тонн. Далее со значительным отрывом идут Германия (3366,5 тонн), Италия (2451,8 тонн), Франция (2436 тонн), Россия (2279,2 тонны) и Китай (1948,3 тонны).
С начала реформ Россия увеличила свой золотой запас с 300 тонн в 1991 году до почти 2300 тонн, то есть в 7,6 раза. И это можно считать позитивным фактором, поскольку повышает устойчивость страны в напряженной геополитической и экономической ситуации последних лет.
За 2019-2020 годы из стран-лидеров по объему золотых резервов только Россия и Китай продолжили закупку этого драгоценного металла, увеличив свои запасы соответственно на 158,2 и 95,8 тонны (или на 7,5% и 5,2%).
Безусловно, ожидать бесконечного роста цен на золото не оправдано, хотя эксперты предрекают, что при сохранении существующих тенденций в мире она может достигнуть $1800 за унцию уже летом. Но рано или поздно пандемия отступит, потребительский спрос возрастет, и золото начнет дешеветь. Дополнительно этому будет способствовать ускорение глобальной экономики и обусловленный им рост доходности казначейских облигаций США.
Однако даже в нынешней ситуации нельзя забывать общеизвестное правило грамотного инвестора: нельзя класть все яйца в одну корзину. Руководствуясь им, ни одна развитая страна не формирует собственные резервы из одного финансового инструмента или металла, даже если этот металл прошел многовековую проверку на свою надежность.