В преддверии 75-й годовщины Великой Победы нельзя не вспомнить о завершающем сражении Великой Отечественной войны, внесшем решающий вклад в разгром нацистского агрессора. 2 мая победного 1945 года войска 1-го Белорусского (маршал Г.К.Жуков), 1-го Украинского (маршал И.С.Конев) в составе которых действовали и союзные формирования Войска Польского, завершили разгром крупнейшей группировки врага непосредственно в его столице. Русский солдат в третий раз в своей истории, после Семилетней войны 1756-1762 гг. и Заграничных походов 1813-1814 гг., победоносно вступил в Берлин.
Капитуляции столичного гарнизона, которая началась в 10 часов утра 2 мая, предшествовала двухнедельная Берлинская наступательная операция, которая началась 16 апреля 1945 г. Как отмечает доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Дмитрий Цыбаков, до настоящего времени обстоятельства штурма Берлина по праву вписаны золотыми буквами и в историю нашей станы, во всемирную историю. Именно по этой причине, как полагает эксперт, доблесть и мужество советских солдат и офицеров не дает покоя современным очернителям России. И сегодня активно муссируется миф об антигуманном характере действий советского командования, которое под занавес войны якобы без стратегического смысла пошло на лобовой штурм крупнейшего города, губя солдатские жизни. Однако современная историческая наука объективно доказала, что падение Берлина стало возможным именно благодаря правильной стратегической линии советских военачальников, помноженной на выучку и мужество простого русского воина. Исходя из мирового военного опыта, обобщенного еще великим Александром Суворовым, решительный и быстрый штурм вражеской твердыни всегда оказывался менее кровопролитным для армии, нежели долгая осада хорошо укрепленной неприятельской цитадели.
Хорошо известно, что благодаря стремительным ударам советских фронтов во второй половине апреля 1945 г., большинство наиболее боеспособных немецких соединений численностью около 200 тысяч штыков не смогли отойти в черту города, и были окружены к юго-западу от него в Гумбиненском (Хальбском) котле. В результате в берлинском гарнизоне преобладали не столько бывалые фронтовики, сколько разрозненные формирования резервистов и различных карателей. Которые уже не могли противостоять сокрушающему напору советского воина-победителя.
Решающие бои в городских кварталах начались 25 апреля, чтобы спустя неделю завершиться у стен рейхстага и рейсхканцелярии. 30 апреля несколько штурмовых групп советских воинов достигли площади перед зданием германского парламента и начали вывешивать боевые стяги на его парапете, в оконных проемах, а затем и на куполе рейхстага. Одним из первых на крыльце парадного входа красный флаг укрепили рядовой Григорий Булатов и капитан Рахимджан Кошкарбаев. К ночи 30 апреля на крышу последнего оплота нацистов с боем примерно в одно время пробились три группы штурмующих – капитана В.Н.Макова, майора М.М.Бондаря, лейтенанта С.Сорокина, в составе которой находился Г.Булатов.
Установленные всеми ими знамена были самостоятельно изготовлены в подразделениях и не имели официального статуса. Такой имелся у девяти знамен Военного совета 3-й ударной армии, одно из которых было водружено над рейхстагом сержантами-разведчиками М.Егоровым и М.Кантария под командованием лейтенанта А. Береста – именно ему спустя год было присвоено наименование Знамени Победы.
Накануне юбилея Победы российское общество, в первую очередь – молодое поколение, должно сохранять и преумножать историческую память о героических свершениях последних сражениях Великой Победы – резюмирует эксперт Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС Дмитрий Цыбаков.