На эту неделю приходится сразу две знаменательные даты: 12 мая — День медицинской сестры, а 15 мая — День основания Российского Красного креста. Обе связаны с именем Юлии Вревской.
Близкая подруга Ивана Тургенева, во время русско-турецкой войны Вревская работала сестрой милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста. Ее самоотверженность и профессионализм остались в памяти людей.
Юная вдова
Юлия Петровна родилась на Полтавщине в 1841 году в семье Варпаховских, принадлежавшей к старинному дворянскому роду.
В 1857 году Юлия Варпаховская вышла замуж за генерал-лейтенанта барона Ипполита Александровича Вревского, который командовал войсками на лезгинской линии Кавказа. Был он намного старше своей жены – в 1857 году ему исполнилось 44 года.
После свадьбы они переехали во Владикавказ. Однако их совместная жизнь продолжалась недолго. В конце августа 1858 года Вревский был тяжело ранен в бою при взятии лезгинского аула Китури и через несколько дней скончался на руках жены.
Нервное потрясение надолго приковало юную баронессу к постели. Уже закончилась осень, когда Юлия Петровна впервые после болезни вышла из дома. В конце концов она вместе с матерью и младшей сестрой решила переехать в Петербург.
Там в 1860 году Юлия Вревская стала фрейлиной императрицы Марии Александровны.
У генерала Вревского осталось трое незаконных детей от предыдущего гражданского брака с черкешенкой. Юлия Петровна позаботилась о сиротах — она добивается присвоения всем незаконнорожденным детям, носившим до того фамилию Терские, фамилии отца, помогает им устроиться в привилегированные учебные заведения с возможностью унаследовать отцовский капитал. Своих детей у Вревской в браке не было.
За десять лет придворной жизни вместе с императрицей Юлия Петровна побывала во Франции, Италии, Сирии, на лучших курортах Европы, в Африке, Палестине, Иерусалиме.
Деятельная натура Юлии Петровны требовала большего, чем придворные обязанности и светская жизнь. Среди ее друзей в России были писатели Григорович, Соллогуб, поэт Полонский, художники Верещагин и Айвазовский. Она много путешествует по Кавказу, Ближнему Востоку, знакомится с Виктором Гюго и Ференцем Листом. Вревская поражала всех, кто ее знал, своей красотой и начитанностью.
След в душе
В 1873 году Юлия Петровна познакомилась с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Между ними завязывается переписка.
Вревская владела имением Мешково в Малоархангельском уезде Орловской губернии. В 1874 году Тургенев заболел. «Сколько я пролежу, Бог весть», – писал он Вревской 16 июня из Спасского. Юлия Петровна сразу же приехала к больному Тургеневу. В Спасской усадьбе она пробыла пять дней. Проводив ее, Тургенев писал 26 июня: «Милая Юлия Петровна! Когда Вы сегодня утром прощались со мною, я – так, по крайней мере, мне кажется – не довольно поблагодарил Вас за Ваше посещение. Оно оставило глубокий след в моей душе – и я чувствую, что в моей жизни с нынешнего дня одним существом больше, к которому я искренне привязался, дружбой которого я всегда буду дорожить, судьбами которого я всегда буду интересоваться».
С тех пор переписка Вревской и Тургенева становится особенно доверительной. Иван Сергеевич пишет, что если бы они встретились «молодыми, неискушенными — и главное — свободными людьми…». Он обрывает мысль на полустроке. «Докончите фразу сами», — предлагает он Юлии Петровне.
Тургенев виделся с Вревской также в 1875 году в Карлсбаде и в 1877 году в Петербурге. Последний раз — в конце мая 1877-го на даче Якова Полонского в Павловске под Петербургом.
В 1876 началась освободительная война болгарского народа против Турции. В 1877 Российская империя объявила войну Османской империи, чтобы освободить православных славян. Юлия Вревская отправилась на Балканы в действующую армию добровольно в качестве сестры милосердия Красного креста.
Велик русский солдат
В июле 1877 года она записала в своем дневнике: «Чего-то мне не хватает. Поеду. Императрица звала в Петербург. Князь Черкасский передал мне ее слова: «Не хватает мне Юлии Петровны. Пора уж ей вернуться в столицу. Подвиг совершен. Она представлена к ордену». Как меня злят эти слова! Они думают, что я прибыла сюда совершать подвиги. Мы здесь, чтобы помогать, а не получать ордена».
Она работала в городе Яссы в 45-м военно-временном эвакуационном госпитале, который размещался в огромном каменном привокзальном складе, весьма плохо приспособленном для медицинских целей.
Вот выдержки из ее писем сестре.
Вторая половина июня, 1877 год: «Раненых у нас много умирает, офицеров пропасть под Плевной выбыло из строя 16 июня. Ты можешь себе представить, что у нас делалось, едва успевали высаживать в другие поезда – стоны, страдания, насекомые». 25 октября: «У нас опять работа, завтра ждем 1500 человек, сегодня было 800… Дни проходят в бараке, и писать почти не нахожу минуты». 21 ноября: «Сегодня всю ночь ты снилась мне… Не знаю, огорчит ли тебя очень мое решение отложить до поры до времени мое путешествие к вам. Я не приеду на Рождество… Хотя я терплю тут большие лишения, живу чуть не в лачуге, питаюсь плохо, но жизнь эта мне по душе и мне нравится. Я встаю рано, надеваю длинные сапоги; иду за три версты в страшную грязь в госпиталь. Там больные лежат в кибитках калмыцких и мазанках, раненые страдают ужасно».
Вместо отпуска в Петербург Вревская отпросилась в прифронтовую полосу. Сюда она попала в самый разгар боев под Тырновом.
Раненых ежедневно прибывает от 30 до 100. «Я их пою, кормлю, – пишет Вревская. – Это – жалости подобно видеть этих несчастных поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота; все это живет в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях. Да, велик Русский солдат!»
17 января 1878 Вревская заболела тифом. Она умерла 5 февраля, ее похоронили в болгарском местечке Бялы. Тургенев посвятил ей стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской»
Подготовила Светлана Золотарева