Как предприниматели реагируют на кризис и чего ждут от власти, показал недавний мониторинг «ОПОРЫ РОССИИ».
Самочувствие неважное
По данным опроса, изменения во внешнем окружении затрагивают различные стороны деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей: меняются объемы продаж и рентабельность, численность и зарплаты сотрудников, отпускные цены и объемы задолженностей. В частности, мониторинг показал, что приоритетом на ближайший месяц для 36% субъектов малого и среднего бизнеса является изменение ассортимента, для 28% – переориентация бизнеса, для 22% – сокращение персонала. А если судить в целом, больше трети опрошенных предпринимателей негативно оценивают состояние своего бизнеса, около половины не могут дать ни положительную, ни отрицательную оценку и только 6% считают, что состояние улучшится.
В этом году 35% компаний сократили численность своих работников (в прошлом году – 28%), увеличили численность всего 9% опрошенных субъектов МСП. Уровень зарплаты сотрудников понизился у 36% респондентов (это на 7% больше, чем в прошлом году), выросла зарплата только у 7% компаний.
Продажи падают, долги растут
За последние три месяца снижение объема продаж произошло у 70% опрошенных компаний, рентабельность товаров и услуг сократилась у 76% – по этим показателям ситуация ухудшилась по сравнению с прошлым годом.
При этом налоговые отчисления выросли у 20,4% респондентов, а сократились у 21% против 16% за аналогичный период прошлого года.
В сложившейся ситуации около 40% участников опроса имеют просроченные платежи и задолженности. Из них задолженность перед поставщиками – 43,7%, долги по аренде и коммунальным платежам – 34,7%, по кредитам и заработной плате – 24,3%, по налогам – 23,9% и по заработной плате – 19,4%. В целом за первый квартал более чем у трети компаний наблюдался рост просроченных платежей, сокращение – только у 7,6%. При этом более половины опрошенных (65,8%) имеют задолженность по платежам со стороны покупателей. У трети из них с начала года объем таких долгов увеличился и только у 11% – сократился.
Кредиты недоступны
Сокращение спроса на товары и услуги за последние три месяца наблюдалось у 60,7% опрошенных предпринимателей. При этом более половины из них оценивают спрос как умеренный, а треть – как достаточно или крайне низкий.
Заемные средства в последние месяцы привлекали 38% предпринимателей, однако около половины из них получили отказ в выдаче кредита. В прошлом году таких было существенно меньше – 29%. Подавляющее большинство (70%) опрошенных предпринимателей, которые брали кредиты, считают, что сейчас это сделать сложно или практически невозможно.
Более 40% предпринимателей отмечают увеличение ставки по кредитам за последние три месяца и добавляют, что средняя ставка по кредиту составила 15,4% (в прошлом году об увеличении ставки говорили 80% опрошенных – тогда размер такой ставки был равен 23,5%).
Цены идут вверх
Около 45% опрошенных предпринимателей говорят о высоких ценах на продукцию поставщиков, половина респондентов считает эти цены умеренными и менее 2% – очень низкими. Причем свыше 70% участников опроса отметили рост цен на продукцию и услуги поставщиков за последние три месяца. Более трети компаний оценивают условия, предлагаемые поставщиками, как достаточно жесткие и крайне жесткие, 46,6% – умеренные, и только 2,7% – как очень гибкие. Вместе с тем 34% респондентов отметили, что за последние три месяца данные условия ужесточились. Смягчение условий поставок отметили только 8% опрошенных.
О росте стоимости аренды сообщили 35% предпринимателей, что на 4% ниже показателя прошлого года. Количество проверок за последние три месяца у большинства не изменилось.
Антикризисные меры
Как показал мониторинг, большинство субъектов малого и среднего бизнеса (62%) оценивают эффект от усилий федерального правительства по борьбе с кризисом как нулевой, четверть – как отрицательный и только 12% респондентов видят позитив.
Отвечая на вопрос о том, какие антикризисные меры со стороны государства наиболее эффективно могут помочь бизнесу, участники опроса назвали в общей сложности около восьми мероприятий. Основные — не повышение тарифов (40%), кредитование малого и среднего предпринимательства (34%), отсрочка налоговых платежей и налоговые каникулы (26%).
Малый бизнес в Орле
По данным городской администрации, на 1 марта 2016 года в Орле насчитывалось
15 328 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из них 45 – средние, 635 — малые, 5810 — микропредприятия и 8838 – индивидуальные предприниматели. Несмотря на кризис, за год количество малых и микропредприятий увеличилось на 14%, число ИП осталось примерно на уровне прошлого года.
Наиболее привлекательными для орловских предпринимателей сферами бизнеса являются оптовая и розничная торговля, где работают 6811 субъектов МСП, операции с недвижимостью, аренда — 2865, транспорт и связь — 1577, обрабатывающие производства — 1339, строительство – 1223.
За первый квартал 2016 года предприниматели Орла перечислили в городской бюджет 62 млн рублей единого налога на вмененный доход (ЕНВД), что на
1,6 млн рублей больше, чем за тот же период прошлого года.Право на защиту
В 2015 году в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области поступило 216 обращений, из них большая часть (58%) – от предпринимателей из Орла.
Чаще всего представители бизнеса обращались за поддержкой по вопросам пассажирских перевозок, земельных правоотношений, разрешительных процедур, лицензирования, исполнения государственных и муниципальных контрактов, а также в связи с уголовным преследованием.
– Без поддержки власти бизнесу не обойтись. Не обойтись без льгот, преференций, субсидий, доступных кредитов, без упрощения излишне забюрократизированных административных процедур и изменения не всегда объективного подхода контрольно-надзорных органов, – считает орловский бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин.
Людмила Федосова