15 мая 2020 года исполнилось 85 лет со дня открытия первой очереди московского метро. Одним из его создателей был уроженец Орла – инженер, архитектор и изобретатель Артур Лолейт.
Рождение инженера
К строительству московского метро в первой половине 30-х годов XX века были привлечены лучшие силы советских ученых, архитекторов, инженеров, конструкторов, строителей. Но ни в одном из источников на эту тему не упомянуто имя инженера, архитектора и изобретателя, уроженца города Орла Артура Фердинандовича Лолейта (1868-1933).
Артур Лолейт родился 5 (17) июня 1868 года в семье мещанина. В 1886 году, блестяще окончив орловскую мужскую гимназию, Артур отправился в Москву с намерением поступить в университет. Он был принят на математическое отделение физико-математического факультета, где вели научную и педагогическую работу крупнейшие российские ученые: астроном Ф.А. Бредихин, основоположник гидро и аэромеханики Н.Е. Жуковский, математик Ф.Е. Орлов, физик Л.Г. Столетов и другие.
После окончания университета Лолейт поступил в строительную фирму «Юлий Гук и Ко», прошел путь от инженера-расчетчика до директора правления и стал пионером железобетонной промышленной архитектуры в нашей стране.
Гений железобетона
Когда в 1893 году в центре столицы открылись Верхние торговые ряды, ныне известные как ГУМ, удивленные москвичи с большой опаской наступали на мостики между балконами второго и третьего этажей, спроектированными Артуром Лолейтом. Боялись, что вся эта конструкция рухнет. Люди впервые увидели такие тонкие арочные мосты, сделанные какбудто из камня. На самом деле это была первая демонстрация в Москве нового материала – железобетона.
В 1894 году по проекту Артура Лолейта для Нижегородской ярмарки был построен ажурный арочный мост пролетом в 32 метра.
Первые работы А.Ф. Лолейта показали, что на небосклоне науки о железобетоне появился талант, которому в будущем предстоит возглавить рывок в научном и прикладном ее развитии. Аналитический ум и знания математика-теоретика, практика инженера, энтузиазм и романтика на редкость удачно сочетались в этом человеке.
Изобретатель безбалочных перекрытий
В 1905 году инженер-конструктор приступает к разработке теории безбалочных перекрытий, а в 1908-м сооружает в Москве ряд таких перекрытий, существующих и поныне.
В 1907 году Артур Лолейт совместно с архитектором А.В. Кузнецовым создал первую большепролетную железобетонную конструкцию над ткацким корпусом Богородско-Глуховской мануфактуры (г. Ногинск), в 1909-м – первый в России элеватор из железобетона на московском Трехпрудном пивоваренном заводе.
Артур Лолейт участвовал в расчетах, проектировании и строительстве железобетонных конструкций Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Центральных бань в Театральном проезде (сейчас там ресторан), Зоологического музея Московского университета. При строительстве собора Петра и Павла в Старосадском переулке Артур Фердинандович придумал, как перекрыть главный зал железобетонными конструкциями и сделать так, чтобы в соборе была уникальная (едва ли не лучшая в Москве) акустика.
Накануне революции, в 1915-1916 годах, Лолейт и Кузнецов создают свою последнюю совместную работу – корпуса завода АМО (будущий ЗИЛ). Увы, корпуса АМО были не так давно снесены в рамках реконструкции территории завода под жилой комплекс. Остались только исторические фотографии.
Практик и педагог
После революции Артур Лолейт проектирует железобетонные сооружения для строительства Волжского судостроительного завода, ведет ответственную инженерную работу в Главкомгосоре, проектирует павильоны Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
При его участии в Москве было построено несколько известных зданий. И их числе башня дома Моссельпрома на углу Калашного и Малого Кисловского переулков, здание газеты «Известия» на Пушкинской площади, Казанский вокзал.
В 1926 году по поручению правительства Артур Фердинандович проводит обследование последствий сильнейшего землетрясения в Ленинакане (Армения). В это время его приглашают прочитать цикл лекций на кафедре строительных конструкций инженерно-строительного факультета Ереванского университета.
В 1927 году Артур Лолейт занял должность заместителя директора по научной части вновь созданного Государственного института сооружений.
Помимо изобретательства и архитектурно-строительной практики, профессор А.Ф. Лолейт занимался преподаванием. На архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества он читал курс строительной механики и железобетонных конструкций, преподавал в Московском высшем техническом училище, Московском строительном техникуме, возглавлял кафедру железобетонных конструкций Военноинженерной академии РККА.
Опыт Лолейта
Когда весной 1932 года стало ясно, что строительство метро оказалось более сложной задачей, чем ранее предполагалось, и наметились противоречия в позициях специалистов по техническим вопросам, был востребован теоретический и практический опыт профессора А.Ф. Лолейта.
Создатели «подземки» избрали его председателем комитета научного содействия строительству метро, в состав которого вошли 6 академиков, 22 профессора и 43 дипломированных инженера.
4 июня 1933 года жизнь профессора Лолейта трагически оборвалась: он попал под поезд на станции «Перловская» Московско-Ярославской железной дороги (ныне город Мытищи). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Марина САМАРИНА