Почти полвека из 95 лет существования Орловская больница имени Н.А. Семашко оказывает горожанам скорую медицинскую помощь.
Начиналась она как губернская больница, которой в феврале 1922 года было присвоено имя первого наркома здравоохранения СССР, нашего земляка Николая Семашко. В год своего 50-летия она получила статус больницы скорой медицинской помощи, который сохраняет до сих пор. Подробнее о сегодняшнем дне медицинского учреждения, его проблемах и успехах – в беседе с главным врачом больницы Игорем Дробязгиным (на фото).
– Сегодня это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение с 15-ю клиническими и 18-ю лечебно-вспомогательными отделениями, оснащенными современным оборудованием. И оно весьма активно используется. Так, в первом хирургическом отделении, которое возглавляет Сергей Иванович Долгий, широко применяются эндоскопические, малоинвазивные операции малых пространств, в том числе пункционные методики под контролем УЗИ для дренирования органов брюшной полости. Это значительно сокращает количество негативных последствий в лечении острой хирургической патологии.
Заведующий урологическим отделением Виктор Петрович Кириенко освоил и внедрил в практику эндоскопическое разрушение камней, что позволяет сократить количество послеоперационных осложнений, расширить показания к оперативному лечению. А в травматологическом отделении Бориса Борисовича Мордвинова стали проводить операции по эндопротезированию тазобедреного и коленного суставов, обеспечивая полное функциональное восстановление конечности и возвращение пациенту трудоспособности.
Современными технологиями владеет и коллектив нейрохирургического отделения, где заведующим Павел Викторович Бежин. Здесь в полном объеме выполняются оперативные вмешательства при травмах и дегенеративных заболеваниях позвоночника с постановкой современных имплантантов и стабилизирующих систем.
Не могу не назвать и первичный сосудистый центр. Он объединяет кардиологическое отделение № 1 (завотделением Юрий Алексеевич Сухачев) и неврологическое отделение для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (завотделением Андрей Владимирович Герасимов). Ежегодно в центре получают специализированную медицинскую помощь более 2400 пациентов. Это люди, которые поступили к нам с инсультами и инфарктами и были успешно прооперированы.
– Перечисленное впечатляет. На ваш взгляд, этого достаточно, чтобы больницу называли хорошей?
– Я лишь обозначил несколько направлений, по которым мы оказываем плановую и экстренную медицинскую помощь. В моем понимании «хорошая больница» – это учреждение с таким коллективом и такой организацией, где от санитарки до главного врача, от приема пациента до процедуры его выписки все службы действуют как единое целое, создавая на каждом этапе благоприятную для пациента обстановку.
– Подходит ли под эту категорию ваша больница, Игорь Григорьевич?
– Мне трудно быть объективным. И не потому, что я менее полутора лет руковожу коллективом. В больнице служу уже 36 лет, 20 из них заведовал хирургическим отделением и хорошо знаю профессиональные возможности всех своих коллег-хирургов, из которых назвал лишь нескольких. Поверьте, у нас работают специалисты очень высокой квалификации, кому под силу оказание самых современных видов высокотехнологичной медицинской помощи. С точки зрения пациента, который лечится в новом корпусе, наша больница хорошая: теплые и светлые палаты на 2-4 человека с душем и туалетом, опытный медперсонал, возможность для круглосуточного пребывания сопровождающего лица – обстановка, способствующая эффективному лечению и выздоровлению. Разумеется, здесь и работать комфортно.
Что касается условий в старом корпусе, где 50 лет не было капитального ремонта, то мне стыдно и как администратору, и как врачу: растрескавшиеся оконные рамы, окна, никогда не знавшие ни штор, ни жалюзи, ветхая мебель, один туалет на несколько десятков человек… Конечно, это не столько наша вина, сколько беда, но все равно стыдно, несмотря на то, что и в этих невзрачных стенах трудятся очень хорошие специалисты терапевтического отделения.
– Статус учреждения предполагает круглосуточный режим работы. Справляетесь ли, испытывая хронический дефицит кадров – от младшего персонала до узких специалистов?
– Да, этот статус обязывает, чтобы все без исключения отделения больницы были готовы днем и ночью оказать скорую медицинскую помощь как больному с острым мозговым или сердечным поражением, так и по поводу серьезной комбинированной травмы или опасного для жизни ранения. Если учесть, что только 10% – это плановые операции или интенсивная терапия, а 90% всех пациентов нам обеспечивает служба скорой помощи, МЧС или «самотек», то режим постоянной боевой готовности – нормальное состояние работы коллектива. Все экстренные, несчастные случаи, все бытовые и производственные травмы, аварии, беременности с сопутствующими осложнениями – это к нам и в любое время суток. Еще с дороги нам сообщают о пациенте, и к моменту его доставки соответствующая бригада специалистов уже готова к работе.
– Коснулась ли вас оптимизация, которую население воспринимает как сокращение коечного фонда и неизбежное ограничение доступности медицинских услуг?
– Нет, коечный фонд не уменьшился, у нас по-прежнему 630 коек круглосуточного и 30 дневного стационаров. Отмечу, что высокотехнологичные виды хирургической помощи позволяют быстрее лечить и койко-места используются эффективнее. Правда, бывают недели, особенно зимой, когда больница переполнена. Ставим койки в коридорах и принимаем всех, кто нуждается в нашей помощи.
– Не все ею довольны – на официальном сайте вашей больницы размещены не только благодарности. Как вы относитесь к критическим отзывам?
– Исхожу из того, что пациент всегда прав. В прошлом году мы пролечили в стационаре 23 392 пациента, в травматологическом пункте –
18 614, а амбулаторная помощь в приемном отделении больницы оказана 18 697 пациентам. И было бы наивным полагать, что лежавшие в двухместной палате и в коридоре выписались с единым мнением. Свои эмоции и впечатления они торопятся описать в социальных сетях, письмах президенту, министру или губернатору – теперь это общедоступно. Между тем я ежемесячно анонсирую и провожу открытый прием для пациентов и ни разу не слышал тех упреков и обвинений, которые читаю на сайте. Да, есть объективные замечания и они не остаются без внимания. Одно могу сказать твердо: медицинские стандарты мы выдерживаем, стараемся не нарушать и нормы взаимоотношений медперсонала и пациента. И в каждом отделении, на каждом рабочем месте делаем все от нас зависящее, чтобы сохранить добрую репутацию и доверие тех, кто к нам обратился.
Записала Валентина Новошинская