С начала апреля студенты всех российских вузов из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции перешли на дистанционное обучение.
Многие ребята, вернулись в Орел из Москвы, поскольку дистанционное обучение возможно и в домашних условиях.
Кто-то решил побыть дома с родителями в режиме изоляции, кто-то сократить расходы на проживание. После майских праздников стало известно, что возвращаться в университеты и институты молодежи так и не придется — учебный год закончится дистанционно. В таком режиме придется сдавать зачеты и экзамены.
Орловцы, студенты трех московских вузов, рассказали о том, как справляются с новшествами и почему ждут возврата к очной форме обучения.
Ася, студента Московского политехнического университета, будущий биотехнолог. Уже больше двух месяцев учится в столичном вузе из Орла.
Экзамены за 2-ой курс начнутся только с 20 июня. Сейчас продолжается период обучения и подготовка к сессии. Профессию биотехнолога девушка выбрала не случайно. Хотела связать обучение с медициной, помогать людям. Но поняла, что медиком, в силу особенностей характера, стать не решится.
— Какой была реакция на дистанционное обучение?
— Изначально мы не знали, что это затянется. С сокурсниками надеялись, что за две недели сможем даже расслабиться. Сроков по сдаче чертежей и расчетных работ еще не было. Хотелось отдохнуть дома. Думали, что сэконоим время на дорогу, поскольку не придется ездить между корпусами и тратить порой до двух часов. Оказалось, сейчас на учебу требуется гораздо больше времени, чем на очном обучении,
Все воспринималось в положительном ключе, а потом, когда узнали, что это продлевается до сессии, возникла масса проблем.
— С чем связаны проблемы на дистанционном обучении?
— В нашей профессии важна практика. Мы остались без практики по лабораторным работам. Когда ты делаешь что-то руками, осознаешь, как будешь делать расчеты. Тем более, на месте сразу можно спросить у преподавателя, правильно ли ты рассуждаешь. Когда делаешь чертеж деталей, необходимо каждый этап также сверять, иначе потом придется перечерчивать всю работу, выполненную на ватмане.
Сейчас ты отправляешь сообщение с вопросом и ждешь ответ порой несколько дней. И только получив его, можно сделать перерасчет и вновь отправить на согласование. Теряется время.
Как выстраивается связь с преподавателями?
— После лекции мы отвечаем письменно на вопросы, нам в ответ присылают оценку наших ответов. Отправляем курсовые на проверку. Из-за нагрузки на почту преподаватели долго их проверяют.
— Вы сможете вернуться к практике, которая не состоялась?
— Преподаватель собирается восполнить в следующем семестре потерянные работы на факультативе. Мы понимаем, что без знаний биохимии молекулярная биотехнология невозможна.
Изучать в теории работу с микроорганизмами и препаратами нереально.
— А если в дальнейшем придется перестраиваться на дистанцинное обучение?
— Может, из некоторых непрофильных предметов на первом курсе можно было бы изучать что-то дистанционно. Но тот же непрофильный английский я улучшила благодаря обучению с однокурсниками, которые практически свободно на нем говорят. Занимаясь в группе, ты прогрессируешь. А сейчас ответы на тесты и занятия в ZOOM вновь сводят обретенные знания к минимуму.
— Волнуешься перед сессией?
— Не совсем понимаю, как будем сдавать предметы. Но ждем консультаций.
На биотехнологию возлагают большие надежды, особенно в сложившейся обстановке. Поэтому искренне надеюсь на возврат к привычному образованию и преемственности опыта.
Антон, студент 3-его курса ГИТИСа, сдал сессию в мае – дистанционно, из Орла.
Профессию актера даже не выбрал, скорее, интуитивно прочувствовал, что это его продолжение. Поступил с первого раза.
— Сложно было сдавать сессию в таких условиях?
— На самом деле мы сдали только теоретические дисциплины. Профильные — мастерство, танец, вокал и другие будем сдавать в августе. Вернее, надеемся, что будем.
— Как давалось дистанционное обучение?
— Мне нужно живое общение. Лекции просто слушал. На английском малыми группами можно было пообщаться. Пытались разбирать пьесы, но то техника виснет, то действительно не хватает реального присутствия. Атмосфера мастерской, в которой ты подхватываешь мысли другого и начинаешь действовать – бесценна.
Был момент, когда я поступал, мне сказали представиться и прочесть отрывок. Я не знал, как начать, но увидел улыбку одного из сидящих в приемной комиссии. Это стало поддержкой – я зацепился и … все случилось.
— Сейчас у тебя образовалось много свободного времени. Как его используешь?
— Уже устал быть дома. Самообразование – в актерской профессии это нечто иное. Нужно взаимодействие. Очень не хватает загруженности и насыщенного обучения. Я лучше понимаю преподавателя при личном присутствии и хочу общаться с людьми, а не с техникой.
Анастасия, студентка 4 курса Московского городского педагогического университета, изучает зарубежную филологию. Современный развивающийся вуз привлек новыми возможностями. Настя приняла решение остаться в Москве и сейчас готовится к защите диплома.
Поначалу девушка также, как и другие студенты, не предполагала, что дистанционное обучение затянется и тем более, что защищать свою дипломную работу ей придется не в вузе, а в комнате общежития. Но веяния времени вносят свои коррективы в наши представления о привычном.
Дистант – так назвали в МГПУ дистанционное обучение, для многих студентов стал серьезным испытанием.
— Что изменилось в обучении?
— Мы не смогли расслабиться, как думали вначале. Сложно было и для преподавателей старшего возраста – сперва обменивались заданиями по почте. Постепенно начали учиться в режиме видеоконференций. Программа обучения стала более насыщенной. Необходимо уложиться в установленные сроки, вовремя сдать работу. Для этого нужно четко организовать свое время.
Наши работы тщательно проверяют и, пожалуй, требования к их содержанию и качеству по всем предметам повысились.
— В каком формате удобнее учиться?
— Я бы выбрала только очное обучение. На очных семинарах есть возможность реализоваться, подготовить выступление. Пока же, несмотря на современные цифровые технологии, применяемые в институте, это не так удобно. Например, мы изучаем два иностранных языка и по видеосвязи ты можешь просто не расслышать или неправильно понять преподавателя. Вопросы и возврат назад тормозят всю группу.
Мне повезло, и зачеты с экзаменами я получила по итогам обучения и за ранее заработанные баллы. Сокурсники сдавали экзамены в режиме онлайн. Поделились, что дополнительные вопросы были сложнее, чем обычно.
Как будет проходить дистанционная защита диплома?
— Для всех преподавателей важен наш выпуск, они волнуются не меньше нас. Главное, чтобы не подвела техника. Мне выдадут новый ноутбук, поскольку мой не прошел тестирование на платформе Examus. Прежде, чем приступить к защите и представить свою презентацию, нужно будет пройти по нескольким ссылкам. За это действительно волнуюсь. Приходится совмещать гуманитарные и технические науки. Поддерживает руководитель, с которым всегда на связи по всем вопросам.
Пожалуй, для людей думающих и желающих добиться результата в выбранной сфере многие возникающие проблемы не становятся препятствием. Однако, есть то, что невозможно заменить никакими новыми технологиями – живое общение, мгновенную реакцию, передачу опыта от мастера к ученику и многое другое, без чего невозможно полноценно развиваться.
Те, кто учится и те кто учит, рассчитывают на полноценный новый учебный год в реальном режиме.
Юлия Локтионова