В Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева рассказали о большой дружбе Максима Горького и нашего земляка Леонида Андреева.
В начале апреля 1898 года Горький прочел в газете «Курьер» пасхальный рассказ Андреева «Баргамот и Гараська». От этого рассказа, по словам Алексея Максимовича, «повеяло крепким дуновением таланта».
Их первая личная встреча состоялась в марте 1900 года на Курском вокзале в Москве, где Горький оказался проездом из Нижнего в Крым.
«Будемте друзьями! – говорил он, пожимая мне руку.
Я тоже был радостно возбужден».
Встреча двух талантов привела к большой и глубокой дружбе, длившейся почти целое десятилетие. Вообще удивительно, что они подружились. Более непохожих людей трудно себе представить. Горький – поклонник Человека и его разума, Андреев – отрицатель разума и жизни человеческой. Однако Горький всячески старался содействовать публикации рассказов начинающего автора. Еще не догадываясь о начитанности Леонида Андреева, Горький рекомендовал ему знакомиться с произведениями классиков. При этом неизменны были два мотива: искреннее желание добра «талантливому парню» и вера в свою миссию быть его наставником. «Пишите, повинуясь лишь своему вкусу и впечатлению, своей душевной боли, своей мысли», – настойчиво советовал Горький.
Андреев очень высоко ценил эту дружбу, ведь Горький первый обратил на него серьезное внимание и в течение многих лет оказывал неоценимую помощь и поддержку всегда искренним, всегда умным и строгим советом. «Знакомство с Горьким я считаю для себя как для писателя величайшим счастьем», – писал Леонид Николаевич.
После «Баргамота», во многом благодаря поддержке Горького, рекомендовавшего Андреева в лучшие столичные журналы, молодой прозаик стремительно становится известным. Его имя произносили в первом ряду «новых реалистов», собравшихся вокруг «Знания» и организовавших свой московский кружок под названием «Среда». В 1901 году в издательстве «Знание» вышел первый сборник рассказов молодого писателя. Книга вышла с посвящением «Алексею Максимовичу Пешкову». Автор хотел подчеркнуть, что посвящает ее не литератору, а человеку, сыгравшему огромную роль в его жизни: он не только ввел Андреева в большую литературу, но и внушил ему серьезное отношение к своему таланту. Горький не замедлил откликнуться: «Книжка – вкусная. Это настоящая литература. Вы же – молодец!..».
Максим Горький опекал не только Андреева, но и многих других молодых авторов. Известна легенда, автором которой была Зинаида Гиппиус, выступавшая в качестве критика под псевдонимом Антон Крайний. Это была легенда о «подмаксимках». Именно так она называла писателейреалистов Андреева, Телешова, Скитальца и других. В иллюстрированной газете «Искра» от 2 февраля 1903 года появился ехидный шарж Кока (псевдоним Н. Фидели) под названием «Подмаксимовики». Там Горький был изображен в своей широкополой шляпе в виде большого гриба, под которым росли маленькие грибочки с физиономиями Андреева и Скитальца. А уж совсем крохотный грибок с физиономией Ивана Бунина выглядывал из-за спины, вернее, «ножки» мэтра. До последних дней не мог гордый Бунин забыть этой обиды.
14 февраля 1903 года Андреев отправился в Нижний Новгород к Горькому. В зале Коммерческого собрания состоялся музыкально-литературный вечер в пользу нуждающихся нижегородских школьников. Андреев прочел рассказы «Набат» и «Смех». По словам Е.П. Пешковой, «концерт имел большой успех, собрали рублей шестьсот, этот сбор пошел в фонд постройки дома для школьников».
Огромная переписка между Горьким и Андреевым собрана в 72-м томе «Литературного наследства» – это 103 письма Горького и 75 писем Андреева. Письма эти разные: деловые, касающиеся серьезных творческих проблем, часто шутливые, но почти всегда дружеские. («Дружище Леонид», «Милая моя Леонида», «Милый Алексеюшка» и т. д.).
Бывали между ними разногласия и даже крупные ссоры длинною в полгода. Однако в разговоре с А.А. Измайловым, посетившим Горького на Капри летом 1908 года, он сказал: «Назовите во всей европейской
литературе имя, которое было бы интереснее Леонида Андреева. <…> по-моему Андреев – самый сейчас интересный по выбору тем, по своим писательским настроениям беллетрист <…>».