Малы ли Орлу его границы?
Сегодня на разных уровнях активно обсуждается тема развития городов. Каким образом и за счет чего расти современным российским городам? Для Орла этот вопрос уже стоит остро. Так или иначе, но теснота границ областного центра постоянно всплывает при решении тех или иных вопросов градостроительства.
«Орловская городская» поинтересовалась у главы городской администрации Андрея Усикова его видением наболевшей проблемы.
– Сегодня в России тема развития городских агломераций или компактная пространственная группировка поселений вокруг основного города приобретают все большую актуальность.
Крупные города – это своего рода локомотивы развития территорий, которые вовлечены в их орбиту. Если говорить конкретно об Орле как крупном муниципалитете, то в разрезе этой проблемы перед ним стоит ряд острых вопросов, решение которых обеспечит перспективное развитие как самого города, так и прилегающих к нему территорий.
Одна из главнейших проблем –отставание транспортной системы от темпов роста городской инфраструктуры в целом. Это стратегическая проблема. Нынешняя улично-дорожная сеть по всем параметрам не соответствует ни количеству автомобилей, ни современным требованиям к пассажирским перевозкам.
Вторая проблема: высотная точечная застройка. Сегодня плотность застройки в Орле является одной из самых высоких в ЦФО. Город, по сути зажат в кольцо, его границы сдерживают перспективы градостроительного развития.
Как следствие, и это становится отдельной проблемой, в городе не хватает, а точнее, фактически уже нет свободных территорий для размещения инвестиционных площадок. Это серьезный тормоз для развития экономики областного центра.
Дефицит земли и зажатость внутри имеющихся границ не позволяют муниципалитету эффективно решать вопросы обеспечения земельными участками льготных категорий граждан. В первую очередь, многодетные семьи.
Если посмотреть на окраины Орла, то мы увидим, что внутри городского округа образовались анклавы, состоящие из сельских населенных пунктов, – (деревни Овсянниково, Леженки, Ольховец, Мостки и др.) Они вроде уже почти город, но территориально и административно принадлежат Орловскому району. Я считаю, что пора уже включать эти поселения в округ «Город Орёл», сохранив за ними статус населенных пунктов.
Есть отдельная, но очень острая проблема – полигон твердых бытовых отходов или, как говорят в народе, городская свалка. Однако город уже дорос до этой черты. Необходимо срочно выводить полигон за его пределы. Кроме того, своего решения ждет еще одна назревшая проблема. Речь идет о городских кладбищах, резерв которых фактически исчерпан. Город испытывает острую потребность в расширении границ и для этих целей тоже.
Надо сказать, что, конечно, эти проблемы – не чисто орловские. Фактически все крупные города в большей или меньшей степени испытывают аналогичные трудности.
Какое решение, спросите вы? Есть различные варианты. Применительно к нашей ситуации ни один из них невозможен без своевременной корректировки генерального плана городского округа и схемы территориального планирования Орловского района с пересмотром границ двух муниципальных образований. С этого надо и начинать.
Но тут есть свои камни преткновения, которые не позволят локальным изменениям границ стратегически изменить ситуацию к лучшему.
Поясню. Пригодные под застройку земельные массивы в пригородах Орла в большинстве своем принадлежат частным землепользователям. Понятны вытекающие их этого фактора ограничения.
Кроме того, как правило, для таких целей рассматриваются территории сельских поселений (населенных пунктов), располагающихся по границе города Орла, где права на землю уже разграничены. На практике жители таких населенных пунктов выступают против внесения изменений по границам, так как это влечет для них утрату (уменьшение) действующих льгот, увеличение тарифов и прочее. Говоря проще, жители приграничных населенных пунктов не горят желанием стать горожанами, предпочитая фактически жить в городе, но сохранять статус селян, который дает им определенные преимущества перед горожанами.
Если посмотреть на проблему роста города с другой стороны, то, в принципе, наличие свободных территорий – это только часть возможного решения поставленных выше задач. Должна быть дана соответствующая оценка возможности создания транспортной и инженерной инфраструктур для таких территорий, что проблематично в условиях дефицита бюджета Орла.
Понятно, что процесс расширения границ – это долгая и сложная во всех смыслах процедура. Она рассчитана не на один год и может быть даже не на один десяток лет. Но двигаться по этому пути надо уже сейчас. Иначе «трудности роста», о которых мы говорим сегодня, станут непреодолимыми препятствиями для развития города и превратятся в глобальный тупик.
Если говорить о конкретике, то вполне логично было бы рассмотреть объединение двух муниципалитетов – Орла и Орловского района. Или же расширение городского округа за счет объединения с приграничными населенными пунктами и территориями. По типу Новой Москвы
В настоящее время Орловский район активно использует территории, смежные с городом, развиваясь за счет его ресурсов (транспортной, инженерной и социальной инфраструктур). Орловский район недостаточно развит в экономическом плане, но имеет высокий потенциал. А Орёл не имеет свободных территорий для развития бизнеса, что является существенным тормозом. Размещение экономических проектов на территории Орловского района дает более широкие возможности для привлечения инвестиций, а налоги будут поступать в один объединенный бюджет. Привлекательность областного центра для инвесторов в результате такого объединения возрастет.
Сегодня такую концепцию развития городов и создание агломераций поддерживает федеральное руководство. В России идет активный поиск перспективной модели слияния крупных городов с прилегающими к ним территориями. Это придаст импульс развитию как муниципалитетов, так и сельских территорий, расположенных вокруг городов.
Записала Мария Каряева