Уважаемые жители Орла, депутаты, представители администрации города!
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 17 Устава города Орла представляю отчет о результатах деятельности в 2019 году и основных направлениях работы в 2020 году.
Сразу подчеркну, что должен выйти за рамки отчета и назвать наиболее знаковые вехи в развитии города Орла за период работы действующего состава Орловского городского Совета 5го созыва.
Есть однозначно позитивные:
- Это целый комплекс юбилейных объектов – станция обезжелезивания воды, новые дороги на Мостовой и Раздольной, набережные.
- Принятие обновленного Генерального плана города.
- С 2017 года активно реализуется программа ремонта дворовых территорий, 219 дворов в Орле отремонтировано по этой программе.
- В 2018 и 2019 годах при поддержке губернатора Андрея Евгеньевича Клычкова и правительства Орловской области мы смогли поднять благоустройство общественных территорий на новый для нашего города уровень. Сегодня знаковые места города приятно показать гостям, многие орловские парки и скверы стали любимым местом отдыха.
- В Орле удалось решить проблему очередей в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Пять детсадов построено. В том числе, в отчетном году в Орле сдан в эксплуатацию детсад на 230 мест в микрорайоне «Зареченский».
- В 2019 году мы системно начали использовать получаемый при ремонте дорог асфальтогранулят для отсыпки твердого покрытия окраинных улиц Орла. 34 участка таких улиц сделано. Это дает возможность тысячам жителей частного сектора почувствовать себя горожанами.
- Наш город стал безопаснее для жизни благодаря совершенствованию дорожной инфраструктуры и действию программы «Безопасный город».
Несмотря на увеличение числа автомобилей в Орле, количество ДТП ежегодно снижается на 1015%.
Есть итоги, которые воспринимаются как само собой разумеющееся. Нам удалось сохранить меры социальной поддержки и льготы: инвалидам и семьям, имеющим детейинвалидов, проживающим в частном жилом фонде; бесплатное питание школьников с 1 по 4 классы, льготный проезд учащихся, студентов и пенсионеров по возрасту.
За каждой такой строчкой стоит напряженная работа депутатского корпуса и администрации Орла, которые при крайне сложном бюджете сохраняют социальные обязательства, принятые городом в более обеспеченные годы.
Есть в прошедшем периоде и однозначные потери: ПАТП1, трудности ряда муниципальных предприятий. Коренные причины ситуации – в недостатке средств и эффективности управления МУПами.
Сегодня потребность в средствах на исполнение расходных полномочий, закрепленных за муниципалитетом федеральным законодательством, составляет 3,2 млрд рублей, что на 900 млн рублей превышает имеющуюся собственную доходную базу.
Существенное увеличение расходных обязательств бюджета города Орла произошло в части исполнения указов Президента России по поэтапному доведению заработной платы работников бюджетной сферы до средне-регионального уровня, а также нормативных актов Российской Федерации в части повышения минимальной оплаты труда.
Также значительно увеличились расходы по содержанию муниципального имущества в связи с введением в эксплуатацию семи новых школ и детсадов. Это потребовало изыскания в бюджете города Орла в 2019 году дополнительных средств только на указанные цели порядка 580 млн рублей.
В существующих условиях органами местного самоуправления изыскиваются пути выхода из сложившейся ситуации.
Сегодня в полном объеме учтена в доходных источниках городского бюджета недоимка по налоговым и неналоговым платежам. Это порядка 160 млн рублей.
С целью решения первостепенных социальных задач мы вынуждены были привлекать дополнительные средства в виде коммерческих кредитов. В результате этого муниципальный долг с 933 млн рублей в 2014 году вырос до 2 млрд 300 млн на 1 января 2020 года.
К сожалению, действий муниципалитета недостаточно для выхода из сложившейся ситуации, о чем свидетельствует постоянный рост кредиторской задолженности. Так, по состоянию на 1 января 2016 года она составляла 250 млн рублей, в начале 2020 года – 967 млн рублей.
Мы неоднократно обращались к региональным властям за оказанием финансовой помощи муниципалитету. На сегодня власть региона идет по пути увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городу Орлу.
Так, при подготовке бюджета 2020 года их сумма была увеличена со 120 млн рублей до 353 млн рублей.
За это я хочу поблагодарить губернатора Андрея Евгеньевича Клычкова и председателя областного Совета народных депутатов Леонида Семеновича Музалевского.
(Первоначально бюджет 2020 года был утвержден в размере 4 млрд 994 млн рублей – по доходам и 4 млрд 997 млн – по расходам. Общий объем с поправками в итоге составил: 8 млрд 119 млн – по доходам (+3 млрд 125 млн рублей) и 8 млрд 815 млн руб. по расходам (+3 млрд 518 млн руб).
Исполнять бюджет в этих условиях приходится в ручном режиме.
В отчетном году комитет по бюджету и налоговой политике городского Совета собирался 23 раза, 12 заседаний было внеочередных.
Поправки в бюджет города Орла на 2019 год рассматривались 19 раз. В результате его доходная часть увеличилась на 3 млрд 125 млн рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – на 230 млн рублей.
Расходная часть увеличились на 3 млрд 518 млн рублей, в том числе за счет собственных средств городского бюджета на 708 млн рублей, которые направлены на увеличение бюджетных ассигнований: на заработную плату работникам бюджетной сферы и уплату страховых взносов; на организацию питания школьников и воспитанников дошкольных общеобразовательных учреждений; на оказание финансовой помощи и увеличение уставного капитала муниципальных предприятий города Орла; на исполнение судебных исков; на благоустройство города; социальную поддержку населения; на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в учреждениях города.
С целью выявления резервов пополнения доходной части городского бюджета в отчетном периоде ежеквартально рассматривались вопросы работы главных администраторов доходов по выполнению плановых показателей администрируемых доходов в бюджет города Орла и взысканию задолженности по ним.
Так же комитетом была разработана «Рабочая программа по выполнению наказов избирателей города Орла на 2019 год». Ее называют «нервом депутатской работы», так как через наказы каждый депутат детально знает проблемы, наиболее волнующие жителей своего округа.
На основании предложений, поступающих от депутатов, совместно с администрацией города Орла ежемесячно проводилась работа по внесению изменений в рабочую программу.
В отчетном году в условиях острого дефицита бюджетных средств и сокращения объектов муниципальной собственности, приносящих доход в бюджет города, от нас требовался ответственный и принципиальный подход к вопросам распоряжения муниципальной собственностью.
Это сфера деятельности комитета по муниципальной собственности и землепользованию, который в течение отчетного года собирался для выработки решений по своей компетенции 20 раз.
Настойчивая позиция депутатов позволила в 2019 году сдвинуть с мертвой точки вопрос проведения инвентаризации муниципального жилого фонда. В результате удалось актуализировать реестр муниципального жилья, выявить свободные жилые помещения, пригодные для предоставления нуждающимся гражданам.
В отчетном году комитетом внесены изменения в положение «О регулировании отдельных земельных отношений в городе Орле». Результатом было изменение существующего порядка определения начальной цены предмета аукциона по продаже земельных участков. Это должно в дальнейшем привлечь дополнительные доходы в бюджет города.
В отчетном периоде завершена совместная работа администрации города Орла и комитета над положением «О порядке продажи жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «Город Орел».
Принятие данного положения, с одной стороны, позволит увеличить жилплощадь нуждающимся гражданам, а, с другой стороны, снять бремя содержания подобного, зачастую неликвидного имущества, с муниципалитета.
Практически на каждом заседании профильного комитета рассматривались вопросы, связанные с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества.
При этом вырабатывались предложения по реализации плана приватизации муниципального имущества, целесообразности включения в него или исключения из него тех или иных объектов.
С этой целью депутаты совместно с работниками аппарата городского Совета и администрации города Орла для принятия коллегиального решения в отношении спорных помещений, вошедших в программу приватизации, принимали участие в обследовании объектов, предлагаемых к включению в программу приватизации.
С 2019 года на период до 31 декабря 2021 года городским Советом установлен мораторий на предоставление в безвозмездное пользование муниципальных нежилых помещений государственным органам, государственным учреждениям и некоммерческим организациям, которые не ведут деятельности, приносящей доход.
Также в целях повышения эффективности использования муниципального имущества и мобилизации доходов бюджета города Орла при нехватке бюджетных средств комитет поддерживал работу администрации города Орла по расторжению договоров безвозмездного пользования по муниципальным нежилым помещениям, переданным бессрочно областным учреждениям, и перевод их на арендные отношения.
В результате учреждения, ранее занимающие муниципальные нежилые помещения на безвозмездной основе, в 2019 году принесли в казну города доход порядка 7,5 млн рублей.
Кроме того, в целях улучшения финансово-экономического положения муниципальных предприятий рассматривались вопросы, связанные с согласованием аренды муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, и о передаче им в хозяйственное ведение муниципального недвижимого имущества.
В целях сохранения стабильного обеспечения граждан лекарственными препаратами, в том числе собственного производства, комитетом был одобрен проект решения о закреплении на праве хозяйственного ведения муниципальным аптекам нежилых помещений, расположенных в привычных для жителей города местах.
Неоднократно поднимался депутатами комитета вопрос неэффективного использования муниципальными предприятиями имущества, переданного им в хозяйственной ведение,
В условиях острого дефицита бюджетных средств и возросшей необходимости в получении дополнительных доходов в бюджет города Орла комитет настоятельно рекомендовал администрации города Орла пересмотреть вопрос нахождения в хозяйственном ведении предприятий имущества, не используемого ими в хозяйственной деятельности, и организовать работу по возврату в казну данного имущества или применить современные подходы к его использованию.
Впервые в 2019 году в Орле принято решение о реализации одного из механизмов муниципально-частного партнерства – концессионное соглашение. В результате принято решение о передаче в концессию муниципальной бани №4. Планируется, что заключенное концессионное соглашение позволит за 3 года реконструировать и модернизировать аварийное здание и благоустроить прилегающую территорию на 40 млн рублей, сохранив при этом баню как социальный объект со всеми льготами для жителей города Орла.
Отмечу, что администрации города необходимо контролировать соблюдение условий концессионного соглашения, чтобы не вышло по формуле Черномырдина: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Еще одной особой вехой в истории действующего состава Орловского городского Совета в 2017 году стало принятие изменений в Генеральный план города Орла. Это позволяет системно разрабатывать долгосрочную градостроительную стратегию.
В городском Совете такая сфера деятельности – у комитета по строительству, перспективному развитию города. В отчетном году он провел 13 заседаний. Проведено 237 публичных слушаний в области градостроительства.
В 2019 году в городе было введено в эксплуатацию 9 многоквартирных жилых домов общей площадью квартир более 85 тысяч квадратных метров. Индивидуальный жилой сектор города пополнился новостройками площадью 17 тысяч квадратных метров.
Сдан в эксплуатацию детский сад на 230 мест в микрорайоне «Зареченский» на ул. Полковника Старинова.
За 2019 год по обращениям физических и юридических лиц было сформировано под объектами недвижимости около 283 земельных участков, основную долю которых представляют земельные участки под индивидуальными жилыми домами и гаражами боксового типа, 21 участок – под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, 6 – под строительство производственной и социальной сфер.
Депутаты комитета принимали участие в работе межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу. В 2019 году таковыми признано 13 домов.
До сентября 2017 года в решении этой проблемы муниципальным образованиям помогала федеральная программа переселения из домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. По ней в городе Орле до 2017 года переселены 1261 человек.
Сегодня в нашем городе требуется расселение еще 174 многоквартирных домов, которые в установленном порядке признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 1 января 2012 года. В этих домах проживают 7 тысяч человек, на переселение которых требуется порядка 2,5 млрд руб.
В 2017 году мы создали дополнительный механизм решения этой социальной проблемы. Орловский городской Совет разработал законодательную инициативу, которая привела к созданию программы «Ответственный застройщик». Ее реализация позволила муниципалитету получать 10% общей площади жилых помещений в доме от застройщика в обмен на предоставление участка земли вне конкурса. В 2019 году программа принесла нам реальные результаты – 12 квартир переданы людям, ожидавшим расселения.
Кроме того, в конце 2018 года возобновилось действие федеральной программы. В итоге за отчетный 2019 год для жителей расселяемых аварийных домов в Орле 19 квартир было предоставлено на условиях социального найма, еще 31 собственник получил выплату стоимости квартир для переселения.
Кроме того, в декабре 2019 года на условиях долевого строительства заключены договоры на приобретение 17 квартир, предназначенных для расселения из аварийного жилья. Планируется, что они будут готовы к передаче в ноябре 2020 года.
Вопросы функционирования городского коммунального хозяйства, жизнеобеспечения города прорабатываются депутатами профильного комитета по ЖКХ. В отчетном периоде комитет провел 13 заседаний.
Хочу выделить один вопрос, который формально выведен из сферы ответственности муниципалитета. Уборка и вывоз твердых коммунальных отходов с началом работы регионального оператора перешли из муниципальной компетенции в региональную. Однако процесс регулирования взаимоотношений регоператора, перевозчиков, управляющих компаний потребовал настройки в ручном режиме.
Несколько месяцев 2019 года на профильном комитете, а также на инициированных мною совещаниях с участием всех заинтересованных лиц мы настраивали этот механизм, потому что жителей города в принципе не могла устроить ситуация, при которой платить надо больше, а убирать в какое-то время стали хуже. Сегодня количество жалоб по этим вопросам значительно сократилось.
Думаю, что мало какое общегородское дело так сплачивает общественных активистов и депутатов во взаимодействии с городской администрацией, как реализация муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла».
Напомню, что в первый, 2017-й год действия программы, мы смогли отремонтировать 62 дворовые территории и 2 общественные. При этом было много обоснованной критики по качеству и срокам работ. Жесткая позиция городского Совета стоила кресла руководителю УКХ города и заместителю главы администрации по ЖКХ.
Выводы были сделаны правильные. В результате в 2018 году в городе Орле было отремонтировано 78 дворовых территорий и 12 общественных, а в отчетном 2019 году – 69 дворовых территорий и 8 общественных. Работы велись уже без существенных претензий.
Хочу отметить, что программа «Формирование современной городской среды на территории города Орла» продолжается и напомнить, что в договорах с подрядчиками предусмотрены гарантийные сроки. Вместе с жителями домов, где ремонтировались дворы, мы обязаны контролировать качество проведенных работ и если потребуется – инициировать претензионную работу.
Анализ функционирования предприятий жилищно-коммунального комплекса показывает, что в текущем году нам необходимо сосредоточить усилия на создании условий для эффективного управления многоквартирными домами. В связи с этим отмечу, что в 2019 году начал работу общественный совет по ЖКХ при мэре г. Орла. Проведено 3 заседания этого общественного совета. Результатом стала разработка типового договора управления многоквартирным домом, который может быть в перспективе рекомендован для применения.
К сожалению, недавно ушел из жизни один из основателей этого общественного совета Рафаил Лутфейевич Исламгазин. Этот человек создал в нашем городе школу жилищного просвещения и многое сделал для того, чтобы граждане Орла уверенно отстаивали свои интересы в сфере ЖКХ.
В отчетном году активизировалась практика совместных заседаний профильных комитетов. Чаще всего поводы для особого внимания депутатов подавали вопросы деятельности муниципальных предприятий. 14 раз собирался непосредственно ведущий данное направление комитет по экономической политике и развитию предпринимательства.
Депутаты регулярно рассматривали вопросы о финансово-экономическом состоянии трамвайнотроллейбусного предприятия, спецавтобазы, «Зеленстроя», муниципальной управляющей компании ЖРЭП (Заказчик) и мерах, принимаемых администрацией города Орла, руководителями предприятий по повышению эффективности их деятельности.
На особом контроле находились вопросы организации транспортного обслуживания населения города. Эта тема была одной из самых горячих для нынешнего состава горсовета.
Депутатами в 2017 году был принят порядок установления (изменения) регулируемых тарифов на перевозки. С помощью этого нормативного акта мы до сегодняшнего дня не допускаем резких колебаний стоимости проезда в общественном транспорте Орла.
В декабре 2018 года в целях создания экономически привлекательной и современной системы оплаты проезда для пассажиров в городе Орле был согласован дифференцированный тариф, заработавший с февраля 2019 года. Мы фактически сохранили возможность платить за поездку прежние 17 рублей, стимулируя безналичную оплату.
Депутаты совместно с администрацией города провели значительную работу по вопросу формирования единой транспортной сети, которая по замыслу разработчиков должна объединить городские и пригородные маршруты.
В процессе широкого общественного обсуждения предложенной в 2019 году новой транспортной схемы были выявлены ее существенные недостатки.
Все обращения жителей и предложения депутатов по вопросу формирования единой транспортной сети были направлены для рассмотрения в Департамент строительства, топливноэнергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
В 2019 году продолжалась работа городского Совета с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность органов местного самоуправления.
Это направление координирует комитет по правовому регулированию местного самоуправления, который в отчетном году собирался 12 раз. Основным направлением работы комитета являлась правотворческая деятельность – подготовка нормативных правовых актов, связанных с осуществлением и развитием местного самоуправления, внесение необходимых изменений и дополнений в действующие акты с целью совершенствования правовой базы и приведения ее в соответствие с федеральным законодательством и законами Орловской области. Особое внимание здесь было уделено подготовке решения о внесении изменений и дополнений в Устав города Орла.
Назову ряд нормативных актов, которые проработали депутаты в отчетном году.
- Положение «О порядке участия муниципального образования «Город Орел» в организациях межмуниципального сотрудничества».
- Положение «Об утверждении порядка увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия в городе Орле».
- Положение «О порядке предоставления муниципальными служащими в органах местного самоуправления города Орла, муниципальном органе города Орла сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
- Решение «О регулировании отдельных правоотношений при представлении лицами, замещающими муниципальные должности, гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими органов местного самоуправления города Орла, муниципальной избирательной комиссии города Орла сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
- Положение «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле».
- Положение «О муниципальной службе в городе Орле».
- Положение «О порядке формирования кадрового резерва органов местного самоуправления города Орла».
- Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Орла»
и другие муниципальные правовое акты.
При разработке нормативно-правовых актов депутаты не только учитывали новые требования федерального и регионального законодательства, но и стремились повысить уровень персональной ответственности муниципальных служащих.
Принятые в течение отчетного периода муниципальные правовые акты размещались в сети Интернет и направлялись в информационно-правовую систему «Консультант Плюс». Нормативные правовые акты публиковались в «Орловской городской газете» и направлялись в региональный регистр нормативных актов.
В отчетном году произошли изменения в составе комитета по образованию, культуре и социальной политике в связи с избранием председателя комитета Ольги Васильевны Пилипенко депутатом Государственной Думы России. С октября 2019 года комитетом руководит Татьяна Николаевна Малыгина. За год этот профильный комитет собирался 14 раз.
Среди принципиальных вопросов, решавшихся в отчетном году, выделю следующие:
- в марте 2019 года при рассмотрении вопроса «О мерах социальной поддержки по оплате стоимости путевок в загородные оздоровительные организации в 2019 году» депутаты учли коллективное обращение Федерации профсоюзов Орловской области и приняли решение сохранить размер родительской доли по оплате путевок в загородные оздоровительные организации на прежнем уровне, т. е. в размере 15% от стоимости путевки;
- в ноябре получили поддержку горсовета вопросы повышения оплаты труда с 1 января 2020 года работникам муниципальных бюджетных учреждений общего образования, дополнительного образования и дошкольного образования. При этом депутаты добивались, чтобы в бюджете города Орла были предусмотрены ассигнования в размере около 240 млн рублей на увеличение фонда оплаты труда в связи с изменением размера базовой единицы, учитываемой при расчете должностного оклада работников образовательных учреждений.
Кроме того, администрацией города Орла в бюджете города были учтены следующие рекомендации депутатов: инвестиции на проектирование строительства школы в 795м квартале г. Орла – 6 млн рублей; проектирование реконструкции лицея № 40 – 7 млн рублей.
После проработки на профильном комитете городским Советом принимались решения:
- об установке бюстов землякам – Героям Российской Федерации Александру Николаевичу Рязанцеву, Алексею Васильевичу Скворцову;
- о присвоении имен выдающихся людей школам;
- о присвоении наименований улицам, элементам уличнодорожной сети, общественным территориям в городе Орле.
В отчетном году продолжалась работа по созданию на территории Орла комфортной среды для жителей города с ограниченными возможностями здоровья. Это требование на уровне проектной документации закладывается в масштабной работе по благоустройству общественных территорий, отрабатывается в депутатских наказах.
Думаю, что администрации города необходимо разработать соответствующую программу, которая позволит оборудовать многоквартирные жилые дома удобными пандусами.
Работа с населением является одним из определяющих направлений в оценке деятельности власти. С 2017 году мы воссоздали работу депутатов в территориальных группах в районах города. Практика показывает, что это позволяет более продуктивно решать многие вопросы во взаимодействии с общественностью на местах.
В отчетном году продолжалась реализация программы исполнения наказов избирателей.
В 114 дворах Орла благодаря этой работе появилось новое игровое и спортивное оборудование. Ряд наказов требовал значительных вложений. Так, было проведено дооборудование сетей наружного электроосвещения внутриквартального тротуара по ул. Рощинской, разработан проект на модернизацию наружного освещения по ул. Высоковольтной, его планируется реализовать в 2020 году.
Была сделана ливневая канализация от дворов на улице Маринченко.
На Левом берегу Орлика установлена архитектурная композиция «Арка славы», рассказывающая о достижениях орловских спортсменов – воспитанников почетного гражданина города Орла Клавдии Михайловны Наумовой.
Около 16 млн рублей вложено в улучшение материально-технической базы учреждений образования и около 2,5 млн рублей – учреждений культуры.
Информация о графике приема граждан мэром города, депутатами размещена на официальном сайте городского Совета. Дополнительные возможности для контакта открыты на странице горсовета в социальных сетях.
В отчетном году поступило 2103 обращения, из них от физических лиц – 322 и юридических лиц – 1781. Все они были рассмотрены. Кроме того, рассмотрены вопросы 44 граждан, обратившихся к мэру города Орла на личном приеме.
Жители города обращаются по вопросам в сфере ЖКХ, землепользования, транспорта, социальным вопросам. До 40% из них решены положительно, всем обратившимся гражданам даны разъяснения.
Мы строго придерживаемся принципа открытости для общества в работе городской власти. Все заседания городского Совета профильных комитетов проходят открыто для средств массовой информации.
Работа действующего состава городского Совета пришлась на знаковые даты – юбилей города, 75-летие освобождения Орла в Великой Отечественной войне. Это позволило активизировать международное сотрудничество. Продлен договор городов-побратимов с болгарским Разградом, заключено соглашение о сотрудничестве с сербским городом Нови Сад, туркменским Мары. Мы обменялись визитами делегаций с городами Любляна и Марибор (Республика Словения), Жодино (Беларусь), Разградом (Болгария).
Имидж города как привлекательного туристического объекта – это наш общий капитал. Я напомню, что у нас сегодня учатся более тысячи студентов из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет привлекать финансовые, интеллектуальные, трудовые и культурные ресурсы.
Оценивая период проведенной совместной работы с 2015 года, я вижу, что мы стали лучше понимать своего избирателя. На более эффективный уровень подняли взаимопонимание с исполнительной властью города. Более эффективным стало взаимодействие с региональной властью.
С этой трибуны должен высказать слова благодарности губернатору Орловской области Андрею Евгеньевичу Клычкову за существенную помощь в реализации программ благоустройства города Орла.
Также должен поблагодарить председателя Орловского областного Совета Леонида Семеновича Музалевского и депутатов облсовета за совместную работу.
Хочу сказать спасибо всем коллегам – депутатам городского Совета за энергию, с которой вы отстаиваете свою позицию, поскольку представительный орган власти – это, прежде всего, механизм согласования различных точек зрения.
Сильной стороной нынешнего состава городского Совета, несомненно, было сочетание людей, имеющих опыт работы в предыдущих созывах, и амбициозных дебютантов. Всех нас объединяет общее стремление добиваться решения задач, стоящих перед городской властью.
Я уверен, что у депутатов, прошедших жесткий отбор избирательной кампании, на уровне мышечной памяти знающих свой округ, формируется особое мышление. Это активные члены общества, умеющие объединять людей для решения городских проблем.