Одним из героических подвигов советского солдата в первые дни Великой Отечественной войны признана оборона Брестской крепости, когда оказавшиеся на острие вражеского удара ее защитники продолжали мужественное сопротивление в условиях полного превосходства противника.
Эксперт Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС, доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Дмитрий Цыбаков считает, что современные жители Орловской области должны помнить о вкладе в оборону крепости своих предков, проходивших службу в 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии.
Это соединение Красной армии было сформировано во время гражданской войны в 1919 году в Петрограде. Наименование нашего региона дивизия получила в 1921 году, когда ее определили на расквартирование в Орловской губернии. В Бресте ее бойцы и командиры оказались осенью 1939 года — в связи с разгромом гитлеровским агрессором польского государства советские войска совершили Освободительный поход в Западную Белоруссию, в котором участвовала и 6-я Орловская стрелковая дивизия. Значительную часть ее личного состава в то время составляли призывники и резервисты, мобилизованные непосредственно в Орловской области. Спустя полгода два сводных маршевых батальона дивизии принял участие в советско-финляндской «зимней» войне 1939-1940 гг.
Именно солдаты и командиры 6-й дивизии составляли примерно треть гарнизона Брестской крепости к утру 22 июня 1941 г. По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХИГС Дмитрия Цыбакова, неблагоприятную роль в организации сопротивления захватчикам сыграл тот факт, что весь старший командный состав соединения, включая командира — Михаила Попсуй-Шепко, проживала на квартирах в городе Бресте. Тогда как три стрелковых, два артиллерийских полка, а также почти все отдельные батальоны и дивизионы соединения дислоцировались в крепости, и попали под внезапный массированный удар немецкой артиллерии и авиации утром 22 июня. Выполняя предвоенный план развертывания все они в первые часы войны старались покинуть ее простреливаемую насквозь территорию и выйти в заранее известные районы сосредоточения. Для ведения оборонительного боя в Брестской крепости по утвержденному расписанию должен быть остаться один батальон.
На деле оказалось так, что к городу Кобрину вышло только примерно два батальона бойцов дивизии, которых возглавили все три полковых командира, позднее соединение вынужденно было отступить к Кобрину. К месту сбора удалось выйти крайне малому числу бойцов, численность которых соответствовала примерно двум полноценным батальонам.
Большинство солдат и командиров сражались с врагом в крепости, эпицентрами оказания сопротивления стали батарея 236-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, 204-й гаубично-артиллерийский полк.
Наиболее яростно сражался с врагом 76-й отдельный разведывательный батальон 6-й Орловской дивизии во главе с комсоргом Алексеем Шугуровым и батальонным комиссаром А.В.Венедиктовым. Последний возглавлял своих подчиненных в боях до 9 июля, когда организованное сопротивление в цитадели и фортах было сломлено.
Большинство солдат и командиров сложило свои головы в неравных июньских и июльских боях 1941 года. Однако из 10 знамен и штандартов частей, которые входили в состав частей 6-й Орловской стрелковой дивизии ни одно не оказалось в руках немцев. 9 из них были сокрыты защитниками в руинах крепости, а одно знамя считается пропавшим без вести. Пополненная и переформированная дивизия продолжила свой боевой путь в Великой Отечественной войне, завершив его осенью 1945 года на Дальнем Востоке под наименованием 6-й Орловско-Хинганской стрелковой дивизии.
Эксперт Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС, доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Дмитрий Цыбаков, считает, что история этого соединения полна символических фактов и событий: первым встретив врага 22 июня 1941 г., дивизия одной из последних вышла из Второй мировой войны на просторах Маньчжурии; начав Освободительный поход 1939 г. из окрестностей Орла и Ливен, ее бойцы зимой 1941 года отбивали у немецко-фашистских захватчиков Ливны и Елец.
Большим шагом в сохранение исторической памяти, по мысли эксперта, может стать налаживание связей и контактов общественности нашего региона с патриотическими объединениями братской Белоруссии, на западных рубежах которой наши земляки встретили Великую Отечественную войну.