Орел богат прекрасными храмами с неповторимой историей, но Ахтырский кафедральный собор является особенным не только для прихожан, но и для священнослужителей.
Древние стены
Настоятель Ахтырского кафедрального собора иерей Димитрий Никулин признается, что ощущение, которое он испытывает в храме, несравнимо ни с чем.
– Этому трудно подобрать точное описание, – говорит он. – Находясь здесь, я чувствую особый трепет, вспоминаю о том, как мал человек перед величием Господа, и в то же время всякий раз по-особенному задумываюсь о собственном предназначении. Ведь если Господь приводит человека в эту жизнь, значит, Он верит в него и на него надеется, ждет, что каждый из нас принесет какой-то добрый плод. Этим ожиданиям нужно соответствовать.
Сравнивать отцу Димитрию действительно есть с чем. Являясь секретарем Орловской епархии и членом Епархиального совета, он посетил все храмы Орла и лишь укрепился в уверенности, что служить в Ахтырском соборе – особая честь и ответственность.
– В городе прекрасные храмы, и все же многие хотят венчаться и креститься именно здесь, – отмечает отец Димитрий.
Что становится тому причиной, – древние ли намоленные стены, дарующие прихожанам ощущение благодати и единения с Богом, или дань традициям, ведь в 90-е годы Ахтырский храм был одним из немногих, действующих в городе, – так сразу и не ответить.
Вековая история
Тем не менее, сама история собора заставляет задуматься о том, что место это непростое. Согласно историческим документам, уже в начале XVI века на месте, где теперь находится Ахтырский собор, стояла Пятницкая церковь, при которой был погост. Она и дала название прилегающей к ней местности – Пятницкой слободе. В Смутные времена, наступившие в России в начале XVII века, как и крепость Орел, Пятницкая слобода была сожжена и впоследствии восстановлена.
Появился на месте Пятницкой церкви и новый храм, упоминаемый в переписной книге посадских дворов за 1678 год как Никитская церковь. Пятницкий погост, впрочем, тоже продолжал действовать, но кладбище это было для Орла особым. Именно там располагался так называемый «убогий дом» – место, куда на протяжении зимы со всего города свозили тела замерзших насмерть, утонувших, погибших от голода и болезней людей, и оставляли до весны. В четверг на седьмой неделе после Пасхи проводить несчастных в последний путь собирались всем Орлом – в особом крестном ходе участвовали не только духовенство и горожане, но и жители ближайших деревень. Не переживших зиму отпевали и хоронили в общей могиле.
В конце XVIII века небольшой Пятницкий погост решено было преобразовать в общегородское кладбище, при котором и возвели каменный храм в честь Ахтырской иконы Богоматери.
– К концу XVIII века Никитский храм обветшал и физически не мог вместить всех верующих, – рассказывает отец Димитрий. – Его пришлось разобрать. В 1773 году орловский купец Константин Семенович Пастухов обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Как мы знаем, незадолго до этого Константин Семенович, торговавший лошадьми в г. Ахтырке Харьковской губернии, получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. В ее честь в Ахтырке был построен величественный каменный собор. Получив разрешение, купец Пастухов в том же году приступил к строительству в Орле.
Однако прошло всего 13 лет, и храм, в который тянулись люди, снова пришлось расширить. Появились Никитский, а затем и Казанский приделы. К тому времени Ахтырская церковь вместе с погостом оказалась в черте стремительно растущего города и кладбище было решено закрыть. Захоронения перенесли, а храм стал приходским.
Вид, к которому привыкли орловцы, Ахтырский храм приобрел лишь в 1870 году, когда построенная за 47 лет до этого колокольня была соединена с самой церковью.
Даже после революции 1917 года Ахтырский храм продолжал работать, и лишь в начале февраля 1938 года был закрыт и переоборудован под зернохранилище. Не по назначению он, правда, использовался недолго, – уже в 1942 году, во время немецкой оккупации, богослужения в Ахтырском храме возобновились и не прекращаются по сей день.
– Доподлинно известно, что 5 августа 1943 года одно из первых красных знамен было поднято именно над этим храмом, – продолжает настоятель.
Престольный праздник
В 1962 году Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора, а в 1986м в нем были проведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписали на библейские сюжеты, пол выложили мраморной плиткой. Тогда же появился 14-метровый центральный иконостас, были восстановлены изначальные формы куполов и шпиля колокольни.
– У меня есть мечта, хотя я и не знаю, насколько она осуществима, – делится отец Димитрий. – Я хотел бы найти изображения или описания дореволюционного убранства храма. В орловских архивах они, к сожалению, не сохранились, но я лелею надежду найти их в синодальных архивах.
Впрочем, даже не располагая историческими снимками, священнослужители полагают, что роспись, сохранившаяся в купольной часть четверика над алтарем и центральным приделом, как раз дошла до нас первозданной и не подвергалась реставрации в 1986 году.
15 июля собор отмечает престольный праздник. Особо почитаемую Ахтырскую икону Божией Матери, находящуюся над центральным приделом, в этот день опускают, чтобы верующие могли приложиться к ней.
– Мы опускаем эту икону каждое воскресенье на вечерней службе во время чтения акафиста либо когда об этом просят прихожане, – говорит настоятель.
Анастасия Извекова
Окончание в следующем номере.