Благое дело может делаться только от души, по зову сердца, убежден орловец Алексей Абрамов. Он не считает себя настоящим христианином или человеком с особой миссией в жизни, а просто помогает нуждающимся.
В своем стремлении сделать мир лучше, начав с самого себя, Алексей не одинок. Порядка десяти лет назад он основал и возглавил Всероссийский фонд предпринимателей «…Кому не все равно». Организация это не коммерческая, и хотя ее членами являются более двух десятков человек из Орла, Белгорода и Курска, в городе она известна мало.
– Мы не стремимся кричать о себе и не хотим публичности, – поясняет сам Абрамов.
Большинство членов фонда, который так и хочется назвать «клубом добрых дел», – предприниматели, но Алексей, не называя конкретных имен, уточняет, что есть и несколько человек, к бизнесу не имеющих никакого отношения.
– Это просто люди, которые находят возможность помогать другим, – говорит он.
Сообща делают действительно много: покупают спортивную форму и инвентарь для Знаменской средней школы, обеспечивают сладкими подарками в праздники детишек из многодетных, малоимущих и неблагополучных семей. Одновременно содействуют в реставрациии мемориалов, высаживают деревья в память о павших и замученных в Великую Отечественную войну. Но самое главное, оказывают адресную помощь людям.
– Именно такой вид помощи в последние пару лет кажется нам наиболее действенным и необходимым, – рассказывает Алексей. – Конечно, мы стараемся помочь детям, особенно нуждающимся в медикаментах и особенном уходе, но не меньше, чем они, нуждаются люди, в силу состояния своего здоровья лишенные возможности жить полноценной жизнью.
Помогают не только нездоровым малышам и инвалидам, но и одиноким старикам.
На вопрос, специально ли вы разыскиваете всех этих нуждающихся в заботе и помощи людей, или они приходят к вам сами, Алексей только пожимает плечами. Говорит, что работает так называемое «сарафанное радио».
– О том, что кому-то нужна помощь, мы зачастую узнаем просто от знакомых, соседей, – продолжает он. – Созваниваемся, приезжаем, привозим продукты, лекарства, вещи или просто деньги.
Спрашивать у Алексея Абрамова: зачем, почему вы это делаете, кажется, почти кощунственно, настолько искренне его удивляет этот вопрос.
– Потому что некоторые вещи просто должны быть сделаны, – говорит он. – В царской России практически не было детей-сирот. Просто было нормой – забирать их в семьи. Многое строилось и делалось на деньги купцов-меценатов. Я не считаю это какой-то особой социальной ответственностью. Это скорее, личная ответственность каждого. Можешь помочь – помоги.
У Алексея есть семья, жена и 7-летний сын. Супруга не только работает вместе с ним, но и так же, как Алексей, помогает людям, – безвозмездно, кому чем может.
– Мы уже сейчас стараемся объяснять ребенку, что это норма жизни – сделать что-то для другого человека, – рассказывает Алексей Абрамов. – Денег достаточно не бывает никогда, но они должны приносить добро. У нас есть друзья, которые, купив подарки, поехали в детский дом и взяли с собой своих детей, чтобы те сами их вручили. Мне кажется, это правильно. Я надеюсь, у нас будет возможность под Новый год заказать побольше сладких подарков, чтобы каждый из нас мог их отвезти не просто тем, кому мы помогаем и о ком знаем, а тем, о ком мы слышали лишь вскользь. Ведь если оглядеться вокруг, у каждого без исключения найдется соседка с «особенным» ребенком, малоимущие или одинокие знакомые. Все они нуждаются: кто в серьезной помощи, которую надо организовать, а кто-то просто в приятной мелочи.
При этом какой-то фиксированной суммы пожертвований или взносов для членов созданного им фонда не существует.
– Сейчас не самые простые времена из-за кризиса. Я даже не могу с уверенностью сказать, что мы все его пережили, но даже до этих трудностей никакого регламента не было. Сегодня человек может дать пятьсот рублей, а завтра – тридцать тысяч. Мы исходим из того, что есть и стараемся изыскивать возможности, – объясняет он.
Вступить в фонд «…Кому не все равно» тоже может не каждый. Средний возраст современных «купцов-меценатов» 40 лет, все взрослые, состоявшиеся и самодостаточные мужчины, понимающие, что и почему они хотят делать. Помимо фонда, почти у каждого есть что-то свое. Кто-то, говоря официальным языком, «держит на балансе» нескольких детейс-ирот, кто-то помогает храмам. Сам Алексей Абрамов входит в совет правления Орловского регионального отделения общероссийского благотворительного фонда «Российский Детский Фонд».
– Председатель Детского фонда Ирина Пашкова делает очень много. У нас действительно много людей, готовых вкладывать в помощь другим время, деньги и силы, но помочь всем, к сожалению, невозможно, – говорит Алексей. – Очень много семей оказались в сложной жизненной ситуации в связи с пандемией, более девяти тысяч человек лишились работы, а ведь у многих из них дети. Людям элементарно не хватает на еду. Мы отправили 18 пайков, помогли вещами, но всего этого катастрофически не хватает. Нам нужна любая помощь – будь то деньги, продукты, одежда или канцтовары.
Алексей не забывает и о тех, кому работа может быть необходима как воздух.
– Если я вижу, что человек нуждается в деньгах и при этом он трудоспособен, стараюсь не просто дать ему продукты или средства, но и найти для него рабочее место, – поясняет он. – Кто-то радуется такой возможности, кому-то она оказывается неинтересна, но пытаться надо.
Алексей Абрамов говорит, что у него есть мечта: построить однажды дом престарелых, для постояльцев которого будут обеспечены самые лучшие, достойные их условия.
– Я верю, что мечты должны сбываться, – улыбается он.
Анастасия ИЗВЕКОВА