Старинные дома Пушкарных улиц хранят немало интересных, а порою и таинственных историй. Иногда рассказы местных жителей больше похожи на мифы, чем на реальные события. Но, как говорится, дыма без огня не бывает…
В июне 1909 года город Орёл был необычайно оживлен. Местные чиновники получили телеграммы, в которых сообщалось, что Его Императорское Высочество Великий князь Михаил Александрович «имеет прибыть в г. Орел 7 сего июня в 8 час. утра и что прием депутации может состояться на вокзале тотчас по прибытии поезда».
Михаил Романов, младший брат императора Николая II,
до рождения цесаревича Алексея являлся наследником российского престола, позже носил звание «правителя государства». Он уже не раз бывал в Орле, и его визиты воспринимались как особое благорасположение к городу. Очевидцы событий вспоминали: «Уже за несколько дней до приезда Государя Наследника старый, маститый Орел стал неузнаваемым: пообчистился, принарядился и расправил свои мощные крылья, как бы готовясь к радостному полету на желанную встречу юного брата и наследника обожаемого Царя».
В 1909 году Николай II назначил Михаила Александровича командиром 17-го гусарского Черниговского полка, который был расквартирован в Орле. Два года Великий князь прожил в нашем городе. Запомнился горожанам как простой и добрый человек, щедрый и скорый на помощь. C особой заботой Великий князь занимался попечительскими вопросами: на его средства содержались пансионы-приюты для сирот и престарелых.
Михаил Александрович был всесторонне развитым человеком: прекрасный наездник, спортсмен, автомобилист, фотограф. С его именем историки связывают появление в Орле первых секций тенниса и футбола. Здесь нередко гостили его знаменитые друзья, в том числе композитор С. Рахманинов и живописец С. Жуковский. Отношение горожан к особе царской семьи было настолько уважительным и теплым, что городская Дума единогласно постановила «просить Ваше Императорское Высочество сделать городу Орлу честь принять звание Почетного гражданина».
И все же это была хоть и почетная, но ссылка. Ее причиной стало страстное и безоглядное увлечение 30-летнего Великого князя женой офицера лейб-гвардии Кирасирского полка 28-летней Натальей Сергеевной Вульферт. С первой же встречи на гатчинском балу летом 1908 года Михаил Александрович был очарован супругой своего подчиненного. Самая блистательная дама вечера, эта женщина привела в восторг и французского посла Мориса Палеолога, который посвятил ей такие строки в своем дневнике: «Смотреть на нее – одно удовольствие. Ее чистое, аристократическое лицо очаровательно вылеплено. У нее светлые бархатистые глаза, а от каждого движения веет величественной, мягкой грацией». В тот день Великий князь несколько раз приглашал Наталью Сергеевну на танец, чем вызвал возмущение императора: члену царской фамилии было непозволительно оказывать так много внимания замужней женщине.
Это, казалось бы, мимолетное знакомство перешло в длительный и бурный роман, который развивался на глазах всего полка, вызывая нежелательные разговоры. Узнав о тайных встречах брата и его намерении жениться на особе нецарской фамилии, Николай II отправляет его в Орёл. «Бедный Миша, очевидно, стал на время невменяемым, – писал император матери, –он думает и мыслит, как она прикажет…».
Влюбленные тяжело переживали разлуку. Только за летние месяцы 1909 года Наталья послала возлюбленному 377 телеграмм, ответом на которые были письма, полные любовных признаний. «Мой нежный друг сердечный, – писал Великий князь Наталье Сергеевне, – Боже мой, как я страдаю без тебя, не могу и выразить тебе того полного чувства ужасной, страшной тоски, которое переполняет мою душу и сердце. Я так тоскую и страдаю от разлуки с тобой и так ясно чувствую, что жить без тебя не могу, просто не в силах!».
«Моя дорогая, красивая Наташа, у меня нет слов, которыми я бы мог выразить свою благодарность за все, что ты дала мне в моей жизни. (…) Не печалься, с Божьей помощью мы скоро опять встретимся. Пожалуйста, верь всегда моим словам и моей нежной любви к тебе, к моей самой дорогой и блестящей звезде, которую я никогда, никогда не оставлю и не покину».
Словом, несмотря на высочайший запрет, роман продолжался…
Формально местом проживания Великого князя в Орле стал «дом со львами» В. Лясковского на Борисоглебской улице (ныне ул. Салтыкова-Щедрина). Некоторые историки склоняются к тому, что Наталья Сергеевна приезжала в Орёл к Михаилу Александровичу. И для того, чтобы они могли спокойно встречаться, не опасаясь нежелательных разговоров, Великий князь решил снять дачу недалеко от города в тихом и спокойном месте.
Старожилы Пушкарных улиц утверждают, что таким местом стал дом № 52 на 1-й Пушкарной (верхнее фото). Истопником в этом доме служил местный житель по прозвищу Челнок. В конце 1950-х годов он поделился своими воспоминаниями с Виталием Петровичем Бучуновым, в то время молодым еще человеком, интересующимся предметами дореволюционного быта и «преданьями старины глубокой». Известно, что Великий князь имел личный автомобиль и довольно часто им пользовался. Для жителей губернского города тех лет это, конечно же, было диковинкой, тем более для жителей окраины города. Но они могли видеть это «чудо техники» во дворе дома № 52.
Виталий Петрович рассказал еще об одной интересной встрече. На перекрестке улиц 1-й Пушкарной и Панчука (бывшей 3-й Посадской), сохранился большой бревенчатый дом № 33. Когда-то он принадлежал одному хозяину. После революции здесь поселилось несколько семей, а в угловой части расположился магазин. Старой входной дверью с точеными и рельефными накладками уже давно никто не пользуется. В 1960-х годах здесь жили две одинокие старушки – дочери бывшего хозяина. Вспоминая свое детство, они рассказывали, что видели здесь, на окраине города, царя-батюшку. Одну из сестер он даже погладил по головке и угостил «конфектами».
Опираясь на эти воспоминания, можно сделать предположение, что члены императорской фамилии бывали на Пушкарных улицах. И вполне возможно, что сюда их привела любовь, которую не остановил даже царский гнев. Влюбленные уехали в Европу, где и обвенчались в одной из православных церквей Вены. Позже император простил брата и вернул его в Россию. Наталья Сергеевна получила титул графини Брасовой – по названию орловского имения Великого князя Михаила Александровича. Но это уже совсем другая история.
Надежда Деулина, научный сотрудник Дома Л. Андреева