Несмотря на то, что рынок туристических услуг реформируется и становится более цивилизованным, все равно есть риск получить некачественные услуги или связаться с мошенниками.
Юрист Орловского областного общества потребителей Елена Маева рассказала «Орловской городской» о том, как выбрать надежную турфирму.
Идите в гору
Пример из жизни. Орловчанка решила отдохнуть в пансионате на море. Заключила договор с турагентством, оплатила путевку. Приехав на место, она обнаружила, что пансионат расположен на горе. У женщины были проблемы со здоровьем, она передвигалась с тросточкой. К морю спустилась всего раз и поняла, что этот путь с горы и обратно ей не по силам. Пришлось весь отдых проводить на территории пансионата. Кроме того, выяснилось, что турагентство не заплатило пансионату стоимость последнего дня проживания. Женщине пришлось доплачивать из своих средств. Так долгожданный отдых обернулся сплошными неприятностями.
Внимание к деталям
– Орловчанка обратилась в общество потребителей. Потраченные дополнительно деньги удалось вернуть. А вот доказать, что отдых был испорчен из-за месторасположения пансионата, так и не удалось. Поскольку в договоре не был прописан этот момент. В подобном случае заставить фирму выплатить компенсацию можно только через суд, – говорит Елена Маева.
Юрист общества советует: прежде чем подписывать договор, внимательно изучите все детали и условия размещения. На словах представители турагентства могут обещать все что угодно. Каждый пункт должен быть отражен в договоре.
– К примеру, что такое номер с удобствами? Для кого-то удобства – это телевизор и тумбочка. А для другого человека – это кондиционер, холодильник и так далее. Или опять же: что значит близко от моря? Это 300 метров или километр? Может быть и триста метров, но идти придется по высокой лестнице с большим количеством ступеней. Поэтому расплывчатых формулировок в документах быть не должно. Уважающие себя турфирмы составляют подробные договоры. На это следует обращать внимание в первую очередь, – продолжает Елена.
Лучше проверить
Пока границы закрыты, отдых у моря возможен только на российском побережье. Турагентства активно предлагают автобусные туры, которые включают оплату за проезд и проживание. Жилье зачастую предлагают в семейных мини-гостиницах, поскольку этот вариант размещения наиболее распространен и доступен.
– Если у вас возникли сомнения по поводу условий проживания, можно самостоятельно связаться с гостиницей через интернет или по телефону, все уточнить у хозяев и посмотреть фотографии, – советует юрист общества защиты прав потребителей.
Абсолютно не лишним будет заглянуть в реестр турагентств. Его можно найти на сайте ассоциации «Турпомощь». Пока регистрация в реестре — дело добровольное, в следующем году станет обязательным. В списке уже более двух тысяч компаний, и он пополняется. Наличие турфирмы в реестре означает, что у организации есть все договоры и права на реализацию туристических услуг.
Туроператора тоже нужно проверить в едином реестре туроператоров, размещенном на сайте Ростуризма.
Напомним, туроператор формирует тур, а турагентство только продает готовый продукт.
Осторожно, мошенники
Некоторые радуются низким ценам и смело покупают тур в Европу за 20 тысяч рублей.
– Таких цен быть не может. Отследить динамику цен можно на сайте «Турбарометр». Слишком низкая стоимость зачастую означает, что перед вами мошенники, которые могут завтра исчезнуть. Или отправить часть туристов в поездку, а остальных бросить, действуя по принципу пирамиды, – предупреждает Елена.
Без потерь
В последнее время больше всего обращений по проблемам, связанным с туристическими услугами, касаются переносов зарубежных туров.
– Я сама столкнулась с этой проблемой. Отдых был запланирован на весну, но границы закрыли из-за пандемии. Я составила заявление своему туроператору и турагентству с требованием перенести тур без доплат и изменений условий пребывания. Мое требование выполнили – отдыхать будем осенью. Теперь даю образец заявления всем, кто обращается с подобными проблемами, – говорит Елена Маева.
Напомним, переносить туры можно до 2021 года. Сейчас деньги, заплаченные туристами за зарубежные поездки, заморожены. В случае отмены путешествия вернуть средства тоже можно будет до 2021 года.
Как писать претензии
Если условия отдыха по какой-то причине вас не устроили, можно писать претензии.
– Претензию надо писать сразу двум организациям: турагентству и туроператору. Все должно быть только в письменном виде в двух экземплярах, заверенных печатью и подписью представителя турфирмы, с датой приема претензии. Обязательно нужно написать, что требуете письменного ответа в течение семи дней. Это минимальный срок предоставления ответа, а максимальный срок — 30 дней. Если вы не укажете недельный срок, он автоматически увеличится до месяца. И организация-ответчик при этом ничего не нарушит, – советует Елена.
Юрист напоминает, что не стоит идти на поводу у сотрудников турфирм, которые зачастую предлагают все вопросы решить на словах, говорят, что директор в отпуске, на больничном и так далее.
– Лучшая тактика — оставить письменную претензию и ждать ответ, – говорит юрист.
Вероника Иконникова