Расширение глобальной сети Интернет, цифровизация значительного числа финансовых операций делает профессиональную и частную жизнь граждан более удобной. Вследствие этого коммерческие банки, финансовые структуры стали не только предоставлять свои услуги в киберпространстве, но и начали производить практически все свои операции через электронные системы. Активное присутствие во всех сферах жизни общества информационных технологий дало мощный толчок развитию киберпреступности в финансовой сфере. Формы и виды киберпреступности изменяются и распространяются на все новейшие достижения научно-технического прогресса. Отдельное внимание устремлено на социальные сети и мобильные устройства, в этой области пользователи наименее информированы о киберугрозах.
Киберпреступление, как и другие виды преступлений, является работой одного или нескольких злоумышленников, в данном случае с колоссальными знаниями в области интернета и цифровых технологий, которые используют для достижения корыстных целей. Основными видами киберпреступлений являются интернет-мошенничество, мошенничество с использованием личных данных (кража и злонамеренное использование личной информации), кража финансовых данных или данных банковских карт, кража и продажа корпоративных данных, кибершантаж (требование денег для предотвращения кибератаки).
Кибератаки становятся сложнее и профессиональнее. Суммарные потери от киберинцидентов в мире составляют порядка $3,5 млрд. Потери российской экономики в 2019 году от действий кибермошенников составили около 2,5 трлн. руб., предполагаемый размер ущерба от кибератак в 2020 году оценивается в 3,5–3,6 трлн. руб.
Самый высокий уровень кибепреступности наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге и еще восьми регионах России (Московской, Калининградской, Новгородской, Ростовской областях, Республиках Ингушетия, Бурятия, Башкортостан и Еврейской автономной области).
По данным МВД России за 5 месяцев 2020 года число преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий выросло на 85,1% (в том числе тяжких и особо тяжких – на 123,7%), а удельный вес возрос до 21,7% от общего числа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, почти в 6 раз увеличилось количество преступлений, совершённых с использованием расчётных (пластиковых) карт. Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов считает, что число киберпреступников в России к 2021 году может вырасти на 30%. Обычно количество киберпреступников растет на фоне кризиса. В первом квартале 2020 года Сбербанк зафиксировал рост количества киберпреступлений в России на 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эксперт профессора Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Людмила Проняева считает, что рост киберпреступности в 2020 году может продолжиться большими темпами, что связано с перевод сотрудников большинства компаний в стране на удаленную работу, а это открывает киберпреступникам доступ к корпоративным серверам компаний. Корпоративный сервер становится крайне уязвимым, если ИТ-подразделение компании не уделяет должного внимания безопасности удаленного доступа, удаленный сервер доступен и виден из сети Интернет. Подключиться к нему можно обманув систему идентификации и аутентификации. Преступления, совершаемые в виртуальной реальности, иногда даже более, чем обычные противоправные действия, могут повлиять на работу компании, независимо от сферы ее деятельности, нанося серьезный урон как производственным процессам, так и репутации.
Рост киберпреступлений является серьезным вызовом для страны и поэтому является значимой поправка ст. 71 Конституции РФ, связанная с введение в нее нормы по обеспечению безопасности личности, общества и государства при применении
информационных технологий, обороте цифровых данных. Кроме того, Президент РФ Владимир Путин поручил профильным структурам при участии МВД провести анализ эффективности работы по борьбе с киберпреступлениями и сформировать комплекс мер по их снижению, что является неотложной и крайне необходимой мерой для выработки политики в области противодействия преступности в киберпростанстве.